Самоотливные байдарки (часть 1)

(купить лодку от ВВ, Merman и Winboat)

Байдарки Фортуна и Merman теперь можно пощупать в Москве,
а оттестить в ближайшем Подмосковье,
в районе Белых Столбов,
пишите


***

Самоотливные байдарки - комфорт*** при экстремальных условиях




/начато где-то осенью 2008, редактируется постоянно/

*** Имеется в виду комфорт при максимально неудобных условиях эксплуатации, а не просто некий комфорт типа тепло и сухо. Сухо, это дома на диване или на турбазе.

Наша команда, начиная с апреля 2008 года, беcцеремонно тестирует и постоянно использует больше десятка Каньонов-Спорт, кучук других лодок от ВВ серий Одиссей и "Т". Они все и есть пример самоотливных лодок системы "Open Deck"


Сухой остаток опыта очень интенсивной эксплуатации первых двух сезонов: 
Самоотливные(!) "Open Deck" каяки позволяют своим счастливым обладателям полноценно отдыхать на СПОРТИВНЫХ водных маршрутах... 

а. без романтики типа постоянные "ремонты" каркасных лодок после неосторожного и порой неизбежного столкновения с реальностью в виде камней; 
б. с адреналином;
в. с грибами, черникой, морошкой, дневками и рыбалкой вволю, вместо спешки, вызванной отставанием от графика, вызванным теми же ремонтами; 
г. с не тренерованными участниками и детьми (где-то после 12-ти лет).
д.и рыбачить, как на обычной рыбацкой лодке.

Каньоны-Спорт, его последующие "братья " и сестры" типа Одиссей и Т-34, их отечественные конкуренты и, показанные в ссылках ниже iмpоrtные суда, сочетают в себе маневренность каяка с устойчивостью и надежностью катамарана. 

Глобализация термина "самоотливник"
Поскольку самоотлива без опендека и надувной конструкции не бывает, дальше в этой статье (и во всем блоге) термин опендек будет использоваться, как описание лодок именно без деки, а под лодкой с самоотливом будет подразумеваться именно надувной опендек с самоотливом. То есть теперь для простоты,

Диванкаякинг, это "про туризм" на самоотливных лодках

И почему вообще каяки?
- Опыт Тушинского и многих других передовых клубов 70-годов говорит, что в "одиночке" бывшие матросы легко и быстро осваивают капитанско-каякерский минимум.  
- И если раньше это были "вечные чайники" типа Греби-бля, то теперь каждый(ая) это не много ни мало, а ТОВАРИЩ КАПИТАН !!! 
- Эти лодки ВЫРАВНИВАЮТ уровень группы и поднимают его на одну-полторы категории. 

Почему самоотлив?
На такой надувной каяк можно смело сажать народ, не имеющий возможность тренироваться в бассейнах, но желающий ходить спортивно и при этом не быть вторым номером в двойке, а быть равноправной ходячей единицей. 

Конечно, никому не помешают тренировки, и за весну и пол-лета из нормальных чайников на Мсте, Пехорке (ст. Томилино), в Лосево, на Сходне, на паре слётов (да где угодно) легко (хе...) можно получить крепких "троешников - участников" для похода на реку типа Умба, Кереть, Калга, Поньгома, Чирка-Кемь, Охта, Писта и т.п.. 

Самоотливные суда позволяют группам иметь больше свободного времени за счет сокращения сборов и существенного убыстрения просмотров каменистых порогов и полного искоренения дырко-клеечных и каркасо-восстановительных работ. Замена баллона - как замена колеса на машине, а вечером не торопясь этот баллон можно "отнести в боллоно-монтаж" :))) 

Конечно, надувашки в каркасной группе могут вызвать дисбаланс. На пороге они "обгонят" всех, потом будут ждать, а на ровной воде естественно отстанут. Поэтому мы стараемся (и это получается) обращать в свою веру своих друзей и знакомых или ходить с теми, кто в походы ходит не самоутверждаться в скорости, а совсем за другими удовольствиями. 

Вместе с тем, при правильном использовании надувашек в смешанной группе, они могут стать сразу нижней страховкой, поскольку без просмотра, первыми и без страховки могут пройти 9 из 10-ти Карельских к примеру порогов. Отстраховать первые суда и плыть вперед на обработку следующих порогов, захватывание стоянок или разжигание костра. Ну а газовая кухня и сублиматы типа Гала-Гала дадут еще больше преимуществ такой группе. 

Рекомендую глянуть тут - ПИР ДЛЯ ГЛАЗ (ИМПОРТНЫЙ)
Это первое, что я увидел с каяками, подобными нашим. Ясен пень, что Каньон-Спорт был сделан по мотивам именно этих лодок. 

Внимание!!! 
На этих кадрах в надувных каяках сидят настоящие профи совсем другого каякинга, просто звери. Не пытайтесь повторять их трюки! Это просто опасно, как бы легко со стороны не казалось! 

Все выше и нижесказанное основано на личном(!) опыте по руководству командой, у которой: 

- были проблемы "лево-право" (у некоторых, а в каяке эта тема пропадает)
- в прошлом БЫЛИ классические КНБ и КБ и не вызывал энтузиазма ПОСТОЯННЫЙ их ремонт. Как "по жизни", так и по недосмотру ,как начальства, так и экипажей
- обносы и другие подобные упражнения с гружеными "Таймене-образиями" оставили неизгладимый след в душах... 

Теперь часовые прохождения ОДНОГО порога и часы на ликвидацию его последствий (ремонты) ушли в прошлое, как страшный сон. Можно я это повторю?

Теперь часовые прохождения ОДНОГО порога и часы на ликвидацию его последствий (ремонты) ушли в прошлое, как страшный сон. И еще раз...

Теперь часовые прохождения ОДНОГО порога и часы на ликвидацию его последствий (ремонты) ушли в прошлое, как страшный сон. 

Красной линией в отчетах каркасно-оснащенных групп проходят детальные просмотры препятствий вплоть до каждого камня, аварии с последующими ремонтами, самопроизвольные затопления лодок, ну а ремонтник, это ну просто главный герой повествования. Вот, к примеру, шедевр, найденный нами на анти-стапеле в Чкаловском на р. Кереть: 


Комментарии излишни. И конечно респект рем-мастеру. Зверь и монстр!

Я понимаю, для большинства "опытных" туристов с несколькими Карелиями за спиной надувашки, это тяжелый психологический барьер. Тогда можно посмотреть этот ролик. Товарищ на синей лодке ближе к нулю. Не абсолютному конечно. А на желтой сидит профи: Breitenbush River Whitewater Kayaking, May 2013

Надувашки завоевывают сердца мигом и даже (в адекватных) "пластиковых" компаниях, но не сразу, а после соответствующей демонстрации, наши каяки перестают вызывать чувство враждебного отторжения. Так, например случилось весной 2010, когда нас пригласили на апрельскую Полометь и Гремячую. Вода - выше средней весенней и мы наравне с "настоящими каякерами" вполне уверенно все это прошли. И Полометь и Гремячую. По два раза. 

А в 2011-м мастера "пластика" зазвали нас в Крым. Не просто мастера, а топ-каякер Сергей Кардашин сотоварищи. Вот два рассказа обо одном и том же. 
Для корректности следует добавить, что 4 месяца по 4-6 занятий в месяц на "пластике" у этих-же людей этой зимой в бассейне мы получили. Но, уверяю, что на технике "надувахерного" прохождения это не отразилось нисколько. Просто мы полностью доверяли тем, кто нас учил, пригласил и страховал :)) 

Про скорость
Скорость это всего одна из характеристик лодки. Как ширина или длина. Это просто цифра. Условность. Одно из слагаемых в конкретном наборе свойств. Особенно в такой вещи, как водное полуспортивное групповое путешествие. 

Да, пока нет каменистых порогов по 2 штуки в день и общий маршрут больше 120-150 км, и в группе нет экипажей-чайников, каркасные лодки могут (только могут) обгонять надувные. Но, как только общая дистанция не превышает 100-120 км, а она в среднем всегда такая и бывает, да плюс обносы завалов, по два-три в день и/или 2+КС пороги, по два в день (Чирко-Кемь например), да с обязательным просмотром и страховкой, то сразу "медленные" надувашки становятся "быстрее". Наблюдаю это постоянно. 

И не аргумент, что "Таймень-2" или его каркасные или каркасно-надувные потомки ходят с крейсерской (средней на одном перегоне) скоростью 7-7,5 км/ч, а тихоход Каньон-Спорт имеет крейсерскую скорость "всего" 5-5.5 км/ч максимум.
Пороги, аварии, дырки, ремонты, разница в скорости сборки-разборки и погрузки-разгрузки, проблемы чалок и обносов низводят преимущество каркасников в абстрактной скорости не только до нуля, но и позволяют надувнушкам ходить ВЦЕЛОМ быстрее и главное - меньше утруждать своих владельцев заботой о себе. 

Слабо верится? Нужны аргументы? Их есть у нас...

Вот личный опыт и очень показательный пример, но из 2010 года.
Река Пистайоки. Напомню, это "самая-самая" из экспедиционных речек Северной Карелии. 9-14 августа, малая вода. Я еще не набрал всю свою максимальную "надувную форму" и до занятий в бассейне был еще год...
Стандартный сплав от Кимасъярви до моста дороги на Войницу, дистанция 80 км (стандарт). ОДИНОЧНОЕ путешествие на Каньоне-СПОРТ. Осуществление моей давней голубой мечты... Писта и в одиночку (фото во второй половине этого альбома). Набрался решимости и трезво оценил способности. В итоге получились 24 ходовых часа, или 4 (ЧЕТЫРЕ) ходовых дня***, конечно не считая двух полных дневок для души. Шесть дней ненапряжного сплава и отдыха в волю. Ни одного ремонта. 

*** Обычный ходовой день у нас, это как правило, шесть раз по 50 минут гребли (непредвиденные ремонты сюда ВКЛЮЧАЮТСЯ), 10-15 минут на перекуры, и около одного часа на (газовый) обед в их середине. Итого, наш обычный ходовой день от чалки до чалки, это 7-7.5 часов. Вечером после 18:00 в обычном походе  мы уже купаемся и ловим рыбу на стоянке.
А вы? На "быстрых" Тайменях, например на Керети..?

Для сравнения можно поискать в сети отчеты групп, на "быстрых" Тайменях и т. п., вплоть до самодельных спортивных КНБ. Как преимущество, приму меньше 22 ходовых часов. 10% превышения.... 24 не предлагать! Каркас же быстрее "тупой" надувашки почти вдвое да? Да. Но за 22  Писту пройти не получается? Так значит нет? 
В смысле "да", быстрее, но в реальном, сколько ни будь осложненном походе ТАК НЕ РАБОТАЕТ
 
Не трудитесь искать, если честно... Нету их. Ну нету и все...
Призеров чемпионата России тоже можно пытаться предлагать. В горклубе на доске такие висят! Респект и уважуха. Только знайте, это маньяки. Но и у них ТАКИХ графиков я НЕ видел. 

А видел только у надувных братьев-щукарей. 

О..! Тут мне Илья Култаев рассказал о своем "быстром" походе по Воньге за 4 ходовых дня. Я посчитал. Кое-что уточнил. Получилось:
120 км за 24 (предположим, но сомневаюсь) ходовых часа. Это 5 км в час.
Мои 80 км по Пистайоки пройдены за 24 с обедами(!) (1 час на каждую еду). Или 20 ходовых. Умножим-поделим и получим, что меня на 120 километрах быстрая Таймень обогнала бы 6 часов. Минус час (очень скромно) на стапель и загрузку, минус час на антистапеле. Остается четыре часа. Это за восьмидневное (наверное) путешествие с четырьмя дневками (как оно там положено). Четыре часа. ВСЕГО. И это Илья, монстр и тренер Перовского клуба. И не в счет дырки и ремонты, про которые ничего не известно. А Воньга - одна из самых простых рек в Карелии. Чистая 2КС. А Пистайоки уверенная 3КС. Выше на категорию. Речка абсолютно не для чайников.

А сколько удобств я имею за эти весьма условные "четыре часа"?! Это непередаваемо.

Про отдых
В нашем первом походе на Каньонах по Керети в конце мы встретили (догнали и перегнали) группу студентов Бауманцев. Мы к ним пристали зачем-то и нам их девочки пожаловались, что уже накушались и немного устали. А это было парадное свадебное путешествие молодых ребят и их друзей, и не дохлики они там были. Уже накушались! А мы про "устали" и не поняли... Я только потом понял, посмотрев их фильм (удаленный и не сохраненный мной) и прочитав отчет. При том, что большинство у нас были впервые и на каяках и на такой реке

А вот и свежачок 2016 года.
Писто-спринт на Одиссеях или так: "Одиссеи идут со скоростью Вектора-2" (бред, да?). Когда я недавно рассказал СИЯКЕРУ(!) из 3С, Сергею Лептуге (победителю какого-то Питерского Невского марафона на сияке) про то, что у нас была 5 км средняя скорость движения, то он сказал - "ну вы даете...". Он сиякер и избалован скоростью, но 5 км в час "средняя" его удивила. А мы то просто отдыхали...

Вот отдельно про скоростные качества надувашек.

Про безопасность вкратце
просто сравните без комментариев:
- киль и что дальше происходит
- два перца в 2010-м героически едва не склеили ласты на "быстрой Таймене" на Подкаменной Тунгусске (фильм к сожалению удален, а я тогда не умел снимать с ютуба и не сохранил). Таймень там - это есть диагноз ... Диагноз веры в Таймень. А был было бы ДВА каяка-самоотливника, картинка была бы РЯДОВАЯ. Ну хотя бы двойка-самоотливник...

Про живучесть вкратце
Что остается от каркасника в такой ситуацци? https://youtu.be/slQoCdM2q64?t=126 
Распоротая кожа да поломанные кости. А видео опять удалили, чтоб не позориться и не пугать людей, а зря...

Однако есть "ньюансы" 
Особенность лодок типа "Open-Deck" заключается в том, что ниже пояса надо экипироваться серьезнее, но это только к лучшему. Ведь, как говорит молва и правильные водники (тот, который справа), эти самые водники бывают только двух типов - "с простатитом и те, у кого он будет". А оно нам надо? 

Резюме
Легкое, мобильное, спортивное, надежное, демократичное и комфортное (даже больше - комфортабельное) индивидуальное средство сплава для речек с препятствиями до IV КС c минусом - вот что такое наш любимый "матрас с бортиками", Каньон-Спорт и его "родственники", самоотливные опендеки. Это просто другая планета от водного туризма и путешествий!. Другая...

И конечно надо понимать, что IV КС требует серьезной подготовки...

И не надо специально(!) тренироваться, чтобы исполнить мечту типа пройти НВВ на Пшехе или весь Кодор. Кошмарный тезис в принципе...
Нет, конечно лучше с тренировками, но не обязательно, если рядом иметь въедливого и умелого, опытного коллегу, причем не одного.
Я не против бассейнов, я только за. Я сам маньяк бассейна. Но уже по другому поводу. Но в нашей чУдной стране бассейны не везде есть. И тренеров катастрофически мало.

Нам что надо? Сел и поехал. Таки садимся и едем. Взять с собой "чайника" на каяке? Ноу проблем! В составе группы, оснащенной надувными самоотливными каяками Open Deck на маршрутах до равнинных(!) III КС может быть больше половины натуральных чайников и детей (где-то от 12-13 лет). Проверено на своей команде. 

Естественно, что тогда на опытных участников и руководителя ложится обязанность следить, чтоб "молодежь" не увлекалась. Безнаказанность убаюкивает и заражает эйфорией вседозволенности. И так же, как на катамаране, лодка прощает-прощает, а потом наказывает. Неожиданно. Иногда жестко. Об этом забывать нельзя.  

Желаю всем удачи и отличного отдыха! 

П.П.С. В ноябре 2009 мы первый раз были в Абхазии. На Кодоре. На паводковом Кодоре (это сдуру, Кавказский паводок надо уважать, а мы не прочухали, но нам повезло!)


А вы были на Кодоре или типа того? На каяке? В паводок?!
А мы были. Конечно, для страховки с нами был катамаран с людьми, которые реально умели страховать (а не делали вид, как это обычно в като-группах), а не калечить и давить катамараном, что тоже вообще-то бааальшая редкость.
Я никого не призываю ломиться на Кодор, я тут про свободу выбора. Просто раньше о Кодоре на каяке я и мечтать не мог. Либо только на катамаране.

Но я не люблю эти катамараны! Я ходил на них 3КС(участник) - Ч.Черемош, 4КС(участник-кэп) - Кантегир), 2КС с элементами 6 (участник) - Лаба-Белая, 4+КС(руководитель, очень легкомысленно, как оказалось) - Мзымта. То есть я не совсем чайник в катамараНАХ! И знаю и вижу у других, как они страхуют, а страхуют ближе к "никак". Как они страхуют, можно почитать в отчете Володи Рычкова про его персональное Кодорское приключение-2010. В гробу я видал такую страховку...

О катамаранах вообще надо бы отдельно написать, но пока так...


Михаил Левашов (ZindOlog)
zindolog@mail.ru