Самоотливные байдарки (часть 2) -

(купить лодку от ВВ, Merman и Winboat)

Байдарки Фортуна и Merman теперь можно пощупать в Москве,
а оттестить в ближайшем Подмосковье,
в районе Белых Столбов,
пишите


***

Т-34, классический опендек с самоотливом

ВВЕДЕНИЕ
Итак, вас манит не только вода, как таковая, но и немного экстрим. Или даже много. Особенно, если много. Но это нормально. Главное не терять голову. 
Или вас манит просто отдых. На выходных. А иногда совсем экстрим и на долго. 
Но...
Но собирать и таскать Таймень или типа того че-та стало влом или перелазы завалов на ней неосознанно вызывают дискомфорт... 
И высматривать в пороге каждый(!) камень тоже надоело... 
Да и второго члена экипажа постоянно искать (терпеть) надоело... 
А хочется, чтоб на душе было типа так:

Забегая вперед, скажу, так оно и будет.

И тут кто-то ехидно тихонечко и брякнет - а пойдемте к Элис?
В смысле - а попробуй самоотливнуху, и прям каяк.

ГЛАВНЫЙ ТЕРМИН
Самоотливник - самоотливная надувная опендековая байдарка

ИТАК:
Самоотливник, это крайняя степень свободы, доступная любителям экстрима, при этом без особой подготовки***, или чиста диванинга.

Да конечно уже давно есть Викинги, Шуи и Варяги, но это "не было темой моего диплома", я за максимум универсальности, а самоотливник тут ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Как исключение из каркасно-надувной "истории", в 2012-м появился одноместный шидевр Илекса, которая достойна отдельных слов в общем списке правильных лодок, поскольку ее потребительские свойства потрясающи. Потрясающи только пока вода ровная или едва бурлявая. А в 2020-м, судя по всему, к ней на смену придет Шуя-330. Эти обе лодки из отдельного узкого  класса быстрых ПВДэшег-гладковичек. Это отдельный и полезный класс лодок, но это не универсалы...

ВМЕСТО ЭПИГРАФА


ВМЕСТО ПРОЛОГА (если кто не читал)
Вот статья весны 2009-гочасть первая про самоотливники, после первого года перехода ВСЕЙ нашей командой в 14 человек со спортивных двухместных КНБэшек на надувные опендеки.

ДЛЯ РАЗОГРЕВА
Одна из серий фильма про Пшеху, снятого Сашей "Всем Привет". Он каякер-самоучка, как и его жена, Галина на красной лодке с надписью "Galina" . А сколько им лет, я даже не буду озвучивать. И во сколько они начали, некоторые до стока не доживают... И вот, как они отдыхают.

ДЛЯ КОГО ЭТО НАПИСАНО
Сие творение конечно написано не для экспертов весла и спортсменов. Они сами себе голова и сами кого угодно поучат. Они вообще с другой планеты. 

Написано сие по следам многочисленных рассуждений тех людей, кто как правило, ходил (пару раз, много, или даже очень всю жизнь) на каркасных или каркасно-надувных байдарках (КБ или КНБ), а надувнушки «видел» в интернете или со стороны, или ему про них "сказали" опытные товарищи. Возможно даже те, кто трогал руками, но не пользовался. И, как крайний случай, ему(ей) не повезло, и первый опыт был сопряжен с отсутствием рядом компетентного пользователя опендека.

Написано для тех, кто пока знает для матроса только команду, "правый/левый вперед", "сушИ" и "табань". Для тех кто очень любит свою, лежащую дома, каркасную байдарку, но вот что-то почему-то выйти на выходные на воду мешает. Или влом собирать, поскольку стрингера заедают и на холоде не распирается кильсон, да и еще она с прошлого раза течет, сцуко, ну и все такое... Или тяжело носить...

А еще, все это написано для тех, кто хочет например туда, но "немного" не так, и понимает, что это "кино не для всех". Я, кстати, прочитав, реально получил именно удовольствие, но там есть пара вопросов. Где набрать сразу четырех таких "отважных" и одновременно умелых человек и почему стапель два дня?

КСТАТИ
Почти любую миловидную даму можно научить грести в каяке, что есть само по себе полезно. А если что, то прицеп вполне работает... А если и нет, то выручит надувная двойка. По любому, это лучше каркаса. Поверьте и читайте дальше )

ГЛАВНОЕ
Короче, наступает время искать ответ на "религиозный" вопрос:
А что я буду иметь, пересев с "Тайменя" прошлого века или наебарот, с модного Свиря, купленного совсем недавно по советам "опытных" друзей, на этот странный «диван»? Да еще и одноместный. Бля..., и дно у него дырявое!?? Как это? И бортов нет. Ужас какой-то. Матрас с бортиками. Маленькими такими бортиками! Не БОРТАМИ!

Самое первое, кроме того, что самоотливной опендек сильно визуально отличается от привычных лодок, это то, что проблемы с раскладыванием вещей по туевой хуче герм ушли в прошлое. Самоотливник грузится ДВУМЯ гермами. Типичный случай: одна "сотка" (100 литров и это максимум, что надо ващета) обыкновенная сзади и конус 40-60 литров спереди. Все. Сбор вещей - в большую покидать вещи, а в конус еду и оперативное. Кидается без особой укладки, просто вали кулем, но нежно. Это существенно сокращает потери времени на непрофильные занятия, что есть ОЧЕНЬ ВАЖНО, время, это единственное, над чем вы не властны и мне лично жалко его терять на укладку туевой хучи герм по мелким отсекам... Жалко.

И вот такого (и отборные эскизы поодиночке: такоготакого) больше с вами не будет. Не будет, потому, что в каяке таки придется учиться думать и грести, причем одновременно, а в вышепоказанных роликах до "тетки с косой" - пол гребка. На ветке обсуждения на форуме Скиталец они еще возражали, типа опытные. Верю, десять лет сидения в Таймене дают ... десятилетний опыт сидения в Таймене (эту фразу я придумал), но не дают умения. Можно ходить-уходиться десять лет матросом на Таймене, но ничему не научиться. Капитанов, не столкнувшихся с настоящим инструктором, это тоже касается, хотя в меньшей степени. А вот в одиночке никуда не денешься - не за кого прятаться. И как не странно, но учиться получается само собой. Хорошо, если есть "мастер", кто может объяснить. Но "мастер" не рюмки, песни и гитары  смачного анекдота, и не ветеран Тайменевождения, а таки мастер весла. И вот возникает ...

ВАЖНЫЙ ПОСТУЛАТ
"Опыт и умение, это разные вещи"
Опыта хватает, в среднем, до 2КС. Дальше нужны умения и чуткие руководители

А теперь к сути...

ГЛАВА 1. СТАПЕЛЬ

Надуть опендек
10-12 минут. Опыт не нужен. Больше тут и писать нечего

Для сравнения - мне недавно в одиночку удалось за 45 минут неторопливо, но методично, без перекуров полностью (без установки руля) собрать хороший современный каркасник. Собрать в идеальных условиях нормальной температуры. Я столкнулся наконец с таким. Таймень-2 в варианте Киевского производства XXI века. То есть, они все гиморные места Тайменя исправили. И это была новая лодка без гнутых стрингеров и прочих приколов. А вообще на это надо не меньше часа в лучшем случае. Да, при тренировках, можно минут за 20, не отрываясь и не разгибаясь, но я лично так не люблю. А поговорить? А новички могут собирать как угодно долго. И не новички тоже. Есть у меня в личной коллекции прецедент стапеля длиной в 11 (одиннадцать!) часов. Задокументировано на фотографиях, середина стапеля - пятая и шестая фото в 9:18, на воде мы были в 17. Главный герой - Таймень с новой ПВХашной шкурой. Владелец - достаточно квалифицированный водник. Собирали вчетвером. Двое - очень рукастые. Но главное - владелец это реммастер высшей категории по меркам Тушинского клуба. Элита прям российского клубного ремонта. Заебались собирать, потом разбирать и клепать сломанные кницы. И так три раза. Плюс дождь не помогал.

Для честности, но это искелючение - Илекса собирается 15 минут и она проста. Еще проще Викинг. Но ... погрузка, пользование в неровной воде, поведение даже на незначительных препятствиях у этих, бесспорно хороших лодок, недотягивает до того, чтоб совсем расслабиться и заниматься только "растворением" в отдыхе и природе, не думая о лодке. Илекса - для мультигонок. Викинг для ... не знаю я, для чего он если есть Ермак, Одиссей и Маэстро и ... две Бродяги.

ТАЙМЕНЬ ЗА 7 МИНУТ
Этих ребят я хорошо знаю лично и наблюдал сие не раз, но они уникальны и такого больше ни у кого я и не видел. 
Более того, рекорд они обновили в 2023-м, видосик будет позже...

Снарядить самоотливник
Это еще 20. Снарядить, это подготовить всякие приблуды типа веревочки для крепления груза, чалки, настроить удобно сидуху, упоры и прочие штуки. Т.е. подготовить лодку к загрузке.

Для сравнения с КБ ничего не скажу, не помню уже, но ввязывание грузовых веревочек, подвязывание березы по кильсону (делали и такое), навеска обвязки (которая в 90 % случаев не работает, ни как закаячка, ну разьве как средство для облегчения спас-работ) и которая по факту нужна только для выноса лодки вшестером на берег или обноса. Встраивание в лодку «апгрейдов» типа, прокладки под кильсон и стрингера амортизирующей пены стоя попом кверху головой в очко, прилаживание трамвая для страховки (тем кто об этом думает) - это тоже время. Итого еще минимум на 40 минут дольше .

Загрузить самоотдивник
Это 5 минут,  два движения и привязать две гермы. При этом надо учитывать, что в опендеке с самоотливом не критично на дно положить что-то твердое. Дно там надувное. Обычно одна 100 литровая герма и оперативно-необходимые остатки кладутся в носовую 40-60 литровую герму в зависимости от типа лодки. Две гермы. Больше ничего. Грузятся они просто вали кулем...


В КНБ (и к стати, в клоудековых надувашках) рассуёевание или инсуирование вещей в мелкие гермы и засуяция их по отсекам, это отдельное интимное практологическое удовольствие.


фото с форума Ветер Перемен и там это никого не напрягает. Или к примеру вот - маленький и типичный рассказ Екатерины

Я засекал в прошлой жизни. На 30 минут дольше - у самых организованных КАЖДЫЙ день утром и на 15 минут дольше после обеда. И то же самое даже у монстров.

ИТОГО 

ПВД-однодневка - 12+20+20=52 (пятьдесят две) минуты против 60+40+50=два часа тридцать минут минимум. Это без «засад» типа заевшего замка стрингера/привальника.

Поход. В первый день так же. В ходовой день КБ проигрывают сразу - 30 минут на старте и 15 на обеде.
Что такое одна минута - читать тут

Психологический ньюанс
Если в команде есть разные суда, то борьба с разницей скоростей только одна - лояльность. Проверено. Иначе надувные ждут пока копаюца на погрузке каркасники. И ворчат. И неврируют окружающих. Особенно несдержанные на язык жены и подруги. Но потом наеборот, каркасеры уходят и ждут... и тоже ворчат, в отместку. Потом надувняки берут реванш на порогах и показывают свою "крутость", но их к стоянке догоняют каркасеры. Все вроде опять вместе, но это уже не группа, это готовая бомба. Особенно, если в обеих подгруппах есть свои теневые лидеры, а у них с собой, не дай боже, любимые женщины. Или неукрощенные жены :)

Личный(!) опыт:
Заранее договор - никто никуда не торопится.
Но таки если "друзья" на каркасах начинают слишком часто демонстративно уезжать перед, типа намекая на "побыстрее", то это пресекается сразу - надо выйти "на попИсать например", и не торопясь. И так не стесняться делать каждый раз, когда ВАМ захочется походить или типа попИсать. И делать вид, что это норм и ничего не происходит. Совсем.

Я вас уверяю - есть три пути развития событий.

Первый путь - вечернее обсуждение, поиск консенсуса, что таки никто никуда не уезжает, а медленная лодка конечно теряет право на долгое фотографирование и нарочито-долгое ковыряние в носу. Ну или заранее определяются точки сбора и каждый едет в своем ритме, что тоже нормально и это вполне рабочая схема, правда более редкая. 

Второй путь - это будет последний поход с этой компанией в которой собрались демонстраторы рекордов (так у меня один раз было).

Есть третий вроде путь, купить таки каркас (или лодку сравнимую по скорости с ихними), но вы увидите, что закон уезжания более быстрых сохранится. "Они" будут вынуждены гнать сильнее по привычке. И все вернется на круг. Задумайтесь, а те ли это "друзья"? 

Ситуация работает и в окружении абсолютно одинаковых лодок, торопыжство у нас в крови. Проверено, к сожалению, на опыте Диванкаякеров 2008-2009 годов. Выводы сделаны, но не все исправишь...

Есть еще взгляд, что типа, неприлично тормозить своих друзей, если они на быстрых лодках, а вы на "тупой надувашке"...

В принципе да, но вот, примеру, в вашей команде завелся эстет и купил ...Вектор-2 и жену завел типа "на скаку Таймень через бревно перебросит." Что, вы тоже обязаны Вектор-2 покупать? И жену новую завести заодно? Посильнее. СТАРАЯ не тянет, поэтому "меняю одну клячу "за 40" на двух кобыл по 20?"

Другое дело, если вы новичок и вливаетесь в команду Векторианцев, то конечно это будет даже вежливо и по людски, купить именно Вектор. На крайняк Илексу или Шую...

Но в реальной жизни все по другому.
В реальной жизни у вас уже есть лодка, а  набор лодок в общих походах и группы, с кем вы ходите, меняются. Что, каждый раз под новый состав покупать новую лодку? Нет. Гораздо проще в компании друзей принять хартию разноскоростных лодок.

ГЛАВА 2. СТАРТ/ФИНИШ

Старт опендека
Здесь скорее дело в удобстве повседневного действия. Грузится НБ просто на берегу (или у палатки, см. ниже), там где удобно именно грузить, с возможностью бегать вокруг и потом уже до воды её можно тащить по траве и даже земле, не боясь продрать шкуру. Мелочь, а приятно. На НБ можно даже стартовать с берега, это «тюлений старт». Особенно он удобен при наличии надувного дна с самоотливом. "Отсутствие самоотлива при надувном дне у опендека, это деньги на ветер" (Z). Старт группы на опендеках, это только все сели и поехали.

КБ обысно аккуратно грузится на воде и для старта надо зайти в воду или с берега аккуратно в нее мастырится. При этом берег не обязан быть удобным. А если погрузка проходит на берегу, то без поднимания вдвоем (вчетвером-вшестером) ни как не обойтись. Т.е. для старта каждой лодке в группе нужно внимание от 4-х до 6-ти мужиков.

Финиш
День закончен. Адмирал выбрал место стоянки. Находите место для палатки и тащите лодку к палатке не разгружая. Хоть на 20 метров вдаль 

Пропадает этап выгрузки и переноски герм до палатки. Утром все обратно в гермы, тут же все упаковываем в лодку и волоком ее в воду. Хождение от лодки к палатке и обратно требует времени. Иногда много времени. 

ГЛАВА 3. ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Пороги, шиверы.
Здесь в подавляющем большинстве случаев, когда виден выход из порога и нет очевидных «засад», ОНБ могут идти без просмотра. Им не страшны огрехи в прохождении каменистых порогов типа попадание на камни. И совсем уже вы в шоколаде, если ваша лодка - с самоотливом. Просто самоотлив, это самая полезная штука в Open Deckе! Как крайний случай, при оверкиле лодку не обязательно срочно ловить и останавливать. Экипаж может заботиться только о себе. Лодка сама пройдет остаток порога, поверху проскочит обливники и останется невредимой.

Четырехчасовые просмотры-прохождения-страховки по одному, вылов залитой водой лодки и как приз - разматывание «галстука». Все это не придумки, это обычная картина походов на каркасных байдарках. Отчетов навалом. Даже не интересно их выискивать. Они все одинаковые.

Не любит НБ двух вещей. Косых валов и глубоких бочек.

Косые валы ее ложут. Крен на большинстве НБ (плоскодонных НБ) невозможен и заменяется лишь переносом центра тяжести. Поэтому контролировать процесс сложнее. Лечится тараном в лоб. Но не всегда успеваешь развернуться.

Но это с лихвой компенсируется одной м-а-а-а-а-ленькой, но очень важной особенностью. НБ сразу на плаву переворачивается обратно, седлается и в принципе продолжает путь. Еще лучше, если у вас НБ еще и с самоотливом. Тогда она пререворачивается и снова полноценно готова к "продолжению банкета". Этот метод мы назвали ЭСКИМАТРАСОМ. У немного тренированного каякера-опендекера эта процедура занимает 10 секунд. Но это только, если вы избрали оупен дек. Если вы любитель закрытых дек, то вам надо быть готовым му... ой изголяться типа так ))). Сравните время. И это на гладкой воде. А на бурной влезть в эту Смену - без шансов...

Надувной клоуздек не эскиматрасится в "классическом" его понимании, быстро и стопроцентно, готовым к дальнейшему, без чалки на слив воды. Но он просто лучше каркасников преодолевает препятствия без человеков и при этом почти не портится. Тока его поймать надо, поскоку плыть рядом и заталкивать в улов иногда себе дороже. Буквально... Некоторые на себе испытали :) И повторения не жаждут, судя по всему, и правильно делают. Но при этом повторяется, как мантра, "надувашки тупят, задрал, Майкл ты со своими надувашками". Бред короче, прямо злобный, а вот причины чиста простые - опыт есть, а умений нет, в смысле да-а-авно ходят, но так ничему и не научились, а завидно, что кто-то на чиста-надувашке ходит ... техничнее и, соответственно круче реки. Ну я же завидую Васе Порсеву, что он все шестерки страны прошел, глупо это, и я это понимаю...

Если, все же, НБ "ушла", то разница с каркасом в том, что у нее гораздо больше шансов проскочить, не зацепившись ни за что до конца препятствия, а при «галстуке» в ней ничего не сломается. И, если что, то галстук развязывать проще - просто нос или корму можно/нужно приподнять из воды, таща вверх. И сразу можно продолжать... в отличие от каркасного щастья....
Щука, как представитель класса надувных бескаркасных лодок, тоже может продемонстрировать неубиваемость

Бочки
В бочках скорее, как повезет. Но если остановило, то кильнуло. Это 100 пудов. Кильнуло - промыло - дальше либо эскиматрас, либо бегом за лодкой (иногда и за веслом). Обычно при подготовке маршрута про наличие бочек и их характере узнают заранее, поскольку еще бывают «держащие» бочки, по другому - котлы. Там варят водников-грешников, которые туда попадают либо своей волей, либо по недосмотру начальства. Ну это особая тема. Это безопасность. В смысле, что при наличии котла в составе препятствия, правильный адмирал «правильно его готовит». Либо обносит (это более правильно) или прокладывает "защитную" линию движения, либо ставит перед ним железную(!) страховку.

Правило железной страховки №1
(шопотом) Железной страховки не бывает...

Высоколежащие бревна.
Бревна, вылезающие из воды до высоты примерно 10-15 см, перепрыгиваются сходу. Ну или на него залетается до половины, а потом лодка стаскивается любым доступным способом, при том, что с опендека вставать и в него садиться гораздо проще, чем то же самое с  клоуздеками

Низколетящие бревна.
Бревна, торчащие над водой с маленьким, но ДОСТАТОЧНЫМ просветом, особенно удобно проходятся на ОПЕН-ДЕКовых лодках. Просто надо выскочить из упоров и откинуться назад или перед сидушкой лечь дно. На байдарках с закрытой декой это сложнее

Иллюстрации
Фильм Вани Шарикова завершит иллюстрацию возможностей надувашек (вплоть до Викингов, но в умелых руках!).Это особенно понятно, как удобно все это на опендеках
А вот пакрафт на реке типа 4+КС. И да, каякер там не рядовой...


ГЛАВА 4. МОРЕХОДНОСТЬ И ХОДКОСТЬ
Поскольку вопрос о "как-бы низкой скорости" надувастиков не праздный, то по этому поводу я сделал специальную страничку.

ГЛАВА 4.1 ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ
Оцените, сколько времени надо этим молодым(!) ребятам на предотвращение последствия переворота и сколько этому "пацану 50-ти летнего возраста". Второй ролик весь длится 32 секунды. Всей командой пройти один порог нам требуется максимум 10 минут при авариях хоть у всех одновременно. Потому, что первая половина фотографирует вторую, потом вторая приходит фотографировать первую, а страховка в Карелии в 9/10 случаев, не самое обязательное дело. Тем более, для надувастов. Это не про не скорость в прямую, это про скорость предотвращения аварий и она есть не менее важная функция, влияющая на пройденное за день расстояние. И получается, что имея заведомо меньшую скорость мы за день проходим большее расстояние, чем "быстрые" каркасы. Таким образом, для меня вопрос, "какая лодка быстрее", давно не имеет особого смысла. 

Свежак 2017 года, оцените эпичность спасработ после киля Свири в Падуне на Писте
Там же и такой же киль на надувнушке, все закончилось минут через пять

А какие есть шикарные реки, недоступные каркасникам и клоуздекерам с туристической (слабой, вернее никакой) подготовкой... Потому что вот так для каркасной лодки с большой долей вероятности будет в крайний раз. А для этой Хатанги тут не так страшно, но долгий заплыв не исключен. А владел бы кэп эскиматрасом, то все было бы еще проще, не смотря даже на нулевость и физическую слабость деффченки. Отважной деффченки, надо сказать. Речка не для новичков. Особенно на двойке. Это твердая 4КС без скидок. И не для одиночного прохождения.

ГЛАВА 5.  НЕТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К ТЕХНИКЕ ВЛАДЕНИЯ ЛОДКОЙ
(очень вредный пункт, по сути)
В принципе, конечно, всему надо хоть немного, но научиться. Но цена неумения ходить на Тайменеобразии и надувашке разная.

Тут есть два определяющих фактора:

- каркасные байдарки страдают уязвимостью каркаса и шкуры, тогда как надувастику большинство препятствий фиолетово. Следовательно следующий пункт...
- НБ дают возможность ходить на маршруты более высоких категорий при прежнем уровне технической подготовки. Но(!) тактически и стратегически надо дорасти. Или иметь адекватного руководителя и страховку. И немного бояца :).

Вот ребята из Челябинска. Не весть какая квалификация, но на КНБ в их исполнении такое гораздо вероятнее раз в десять кончится двумя замерзшими тушками. И прецеденты были. И на Лемезе конкретно. А тут лишь приключения и повод кое-что переделать и кое-чему поучиться. 

Хотя кое-что надо понимать 

Еще ньюанс про весла
- поскольку НБ более верткие, то грести (вперед) на них нужно как можно ближе вдоль борта. Для этого длина весла на однушках для большинства людей должна крутиться вокруг римерно 2.05. Идеально, это 2.00, для длинноруких - не длиннее 2.10(!) и то - это чисто психологически. Весной по завальным паводковым речкам вообще еще уместнее 1.90. Отдельно про длину весел тутВесла 2.40 оставьте в прошлом...

ГЛАВА 6. ОБЩИЕ «ВРАГИ» ВСЕХ ЛОДОК ИЛИ "МЕМЕНТО МОРИ".

Завалы.
Завалы на участках с течением. И не обязательно сильным. Наиболее актуально весной при паводковом сплаве. И это общая проблема. Решается только тактикой движения, разведкой, планированием прохода препятствия и повышением скорости реакции экипажа.

Вот очень хорошо отснятый пример, как была классически оставлена в завале «надувашка» на Лаймоле на майские праздники 2011 года. Команда расслабилась на последней шивере. До финиша, как я понял, было метров 500. В самом конце фильма кадры попытки вызволить любимый Каньон-СПОРТ в исполнении команды моего хорошего знакомого. В результате лодка там и осталась. Спасработы превращались в возможность добавить в завал к лодке и «спасателя». Разум победил чувства. Смотрим тут.

К стати об аварийных средствах вызволения лодок из завалов. Мне кажется, что, как и во всех остальных случаях (чисто личное), там была уместнее однорукая пила. Пилить ей под водой гораздо эффективней, чем махать топором под водой. У меня есть видео таких спас-работ на Вашане. Если найду-выложу.

Котлы - бочки без промыва
А кто их любит? Если в составе препятствия оно есть, или/и есть вероятность туда въехать и эффективность морковки, установленной "до", оценивается не на 100%, то нуегонах. И не надо ломать голову. Просто нуегоНАХ!

Плотины с противотоком
НуегоНАХ, особенно, если вы не понимаете, что такое противоток или не уверены, пробьете ли его

Холодная вода
Долгое пребывание в которой не по своей воле, приводит к проблемам. Нужны хорошие защитные костюмы. Сухие или мокрые. И это в любой лодке

Алкоголь
Перед водой - запрет. Мы (да, бывает) позволяем себе иногда однократно 20 (двадцать!) грамм (один небольшой глоток) в середине дня типа чтоб холодовой или еще какой стресс снять. Очень редко

Человеческая глупость
С дуру все возможно. И нечего добавлять. 

ГЛАВА 7. СВОБОДА И НЕЗАВИСИМОСТЬ КАЯКЕРА

Практически любой может сесть в плоскодонный надувной каяк и получать реал индепендент фром факинг матрос (чувство неописуемой свободы от необходимости за кем то следить и командовать и ожидать неверного понимания команды или неумения ее выполнить или ну просто тормоз блин) или наоборот, индепендент фром реал факинг кэп (сидит там, типа командует, а я вон туда может хочу пролезть и там пофотографировать и никуда не тороплюсь, сам кривые руки гресть не умеешь слепая скотина неблагодарная рулит лишь, а я его тут везу без отдыха)...

Одному легко присоединиться к любой компании.

Это сладкое слово - С В О Б О Д А !!! 


ГЛАВА 8. БЕЗОПАСНОСТЬ
Безопасность, она и на надувашках та-же безопасность. Это отдельная и, к сожалению, сегодня мало где серьезно изучаемая тема. Но есть и один ньюанс:

Каждый надувахер, и особенно руководитель, должен помнить, что надувастик прощает очень много и это может вызвать эйфорию безнаказанности, и однажды он довезет до туда, где лодка лдна уже не поможет, нужны умения. А вода наглых и безответственных однажды наказывает. 

ВОДА НАКАЗЫВАЕТ ЖЕСТКО И БЫСТРО
МЧС НЕ ПОМОЖЕТ. ПРОСТО НЕ УСПЕЕТ

ПРАВИЛА (ха-ха)
Порадовался недавно от души, набрел вот на следующие "ПРАВИЛА". ШЕСТЬ пунктов из девяти  (1,2,6,7-вообще бред,8,9) нас, поклонников самоотлива, не касаются. Шесть из девяти... Это что-то, да значит

МНЕНИЯ
Николай Рязанский - гуру, председатель водной МКК г. Москвы, Дядя Коля
17 июня 2011

"... Я бы всё таки оговорил граничные условия применения по категориям ...."
Ну разумеется, примерно так: самоотливные, до четверки с минусом при адекватной подготовке и клоуздеки, до три

"...таскание груженой лодки(ката) волоком у меня лично вызывает субъективное отторжение ---сучок ....осколок бутылки...камешки..."
С монобалонниками - согласен.
С двухбалонниками по другому. Холодильник в реке Каширка, две проволоки-арматуры по наглости и три "кесаря" (разрез между самоотливными отверстиями) на пеньках бобровых - вот наши суммарные командные "достижения" при абсолютно небережливой эксплуатации за период 2008-2016.
И лишь раз дал монобаллонник на прокат на Охту и Кереть - 15 см дыра. Конечно совпадение...

"...То что надувастики прощают ошибки в технике и позволяют малограмотным хамить..., рекламировать я бы это не стал... Клиент считает что это он прошел порог-шиверу..., а зто боженька с помощью этого судна его пропустил, а он обнаглеет и потом получит по полной..."
Ну лишний раз это повторить конечно не помешает

ПРИЛОЖЕНИЯ:
- Мои первые впечатления про самоотливные лодки осенью 2008-го. Написано после первого же сезона общения с ними, это именно был свежак с более поздними добавлениями.

Михаил Левашов (ZindOlog)