17 января 2016

Беломорье 2012 -

(купить лодку от ВВ, Merman или Winboat)

(байдарки Фортуна 1 и Фортуна 2+ теперь можно пощупать и оттестить в ближайшем Подмосковье в районе Белых Столбов, пишите на почту или в телегу https://t.me/zindolog, при покупке доставка по Москве бесплатна )

Экспресс-ролик для понимания, что это такое

***


р. Шуя (ж/д мост в районе станции Шуерецкая) - Белое море - Кузова - Соловки - Кузова - Кемь.
трэк и точки

Вступление

Идея  походить по морю не только один день после выхода с реки зрела уже  давно, да и чем я хуже других?. Но идея все время натыкалась на сомнения в команде типа «а вдруг шторм?», «а как с пресной водой?», «а вдруг ветер?» и прочее.

В прошлом, 2011-м году, походив после Керети в одиночку(!), пока остальная команда дневала на острове, один день в районе о. Сидоров, 


лично мну стало понятно – хочу и все! Это раз…

И если команда не хочет, то в одиночку. 

Одиночные походы по морю - не такое уж и безумное мероприятие, если подойти с головой, тем более, прочитав свежачок про «кругосветку» Андрея Дубовского, стало еще более понятно, что все более чем реально и без команды, в конце концов. Ну надоело слушать эти "а если вдруг"... Это два.
У Андрея - двушка Викинг-4.7 и вполне мореходный, одновременно в меру безопасный в шквалах, парус на качающейся мачте. Викинг не тонет и вполне переворачивается  обратно, если что. Ну при соответствующей подготовке себя и снаряги. А готовился Андрей, как я понял, два года.

А что имею я?

А имею я  Одиссея, под море прям заточенная лодка, с которой я не представляю, какой надо вал прохлопать или в какой шторм влезть (и зачем?), чтоб его перевернуло. 

А если и перевернуло, то он обратно эскиматрасится на раз. И это я умею.

Сдует? Ну да, есть такая вероятность, но сегодня обычно прогноз известен на недельку вперед, 12-й год 21-го века на дворе.

Монобалонные образцы Одиссея уже испытаны на СкиТульце-2012. Рекорд на тот момент

А первая ласточка этой модели, еще опытная, двухболонная,  уже проверенна и на Карельской Писте, и на приключенческом водно-ориентировочном марафоне ПРАгулки-2011, и как бы на пределе возможностей для надувастика – на Кодоре-2011. По результату всех предыдущих испытаний и чисто ИМХО - это самая проблемоустойчивая на сегодня лодка в классе штевневых однокорпусных лодок. Не боится переворотов и заливов водой. Опендек и самоотлив в одном флаконе со штевнем. Уникальная едреная наносмесь. Лодка-бомба! 

Одиссей-2012 это плод совместных усилий:
- автора навязчивой идеи совместить несовместимое
- главного конструктора ВВ, все это гениально совместившего
- директора ВВ, давшего добро на эксперименты
- Питерской школы монобалонного лодко-строения (Баджер помогал кажется), когда ВВ решился на выпуск моноболонного Одиссея на следующий год уже...

Мореходность Одиссея проверялась на Писте в сравнении с Викингом 3.4. Вердикт - маршрутные скорости условно одинаковы, что еще надо?.

Вдобавок - в стадии первых испытаний имеется легкий качающийся парус. Терра-инкогнита. Директорский экземпляр. Прикол. Испытан тупо на попутном ветре … И ясен пень, что вперед он едет... Вперед любой кусок тряпки везет любую калошу. И ясен пень, придется (и пришлось в пять подходов) доводить его  «по месту напильником».

А еще я имею давно засевшую мечту доплыть до Соловков. А теперь и в автономе. Чисто как из пункта А в пункт Б. И если в 2007-м году мы Б. Соловецкий остров объехали по кругу на велосипедах, то воднику сам бог велел оплыть его на лодке и побывать тут, но по воде:

Северный берег о. Б. Соловецкий

Стало быть вырисовывается план: Материк – Кузова – Соловки – Материк – дальше, как развитие, вдоль берега на север к Чупе. 

Единственное, что напрягало, это сам факт пересечения пространства в 20 км от Кузовов до Соловков. По центру почти там есть маяк на острове (на фото едва виден), но смущала вероятность «промахнуться». И правильно смущала. Оказывается дело и не только в ветре, там еще и течения бывают приливно-отливные нехилые.

Но об этом мну решил подумать непосредственно уже на Кузовах, когда мореходность комплекта мну+Одиссей будет ясна. К тому моменту многое будет понятно. И «тренировочные» куски по 6 км открытой воды будут. И с поисками пресной воды «потренируемся».


Ближе к делу…
К концу этой бурной весны, усугубленной «повышением квалификации» в родео, мой клич в команде типа «кто на море?» так и остался без ответа.
И тогда проект двухнедельного плавания по Б. Морю в район Соловков и дальше на  север сколько получится, переродился в проект соло-путешествия. И освободилось две недели с 22-го июня. А с 14-15 июля нас пригласили на новичковые родео-сборы, организуемые клубом АБВ на пороге Б. Толли (Ю.Шуя). Пришлось освобождать и третью неделю.
Но тут приглашенный ранее Серега-Флай вдруг отцыганил на работе неделю. Но идти он готов при условии, что будут пороги.
И вот тогда и склеился новый план - разминаемся неделю на С. Шуе с Серегой, а затем уже мну один иду на две недели. Проект «Шуерецкая-Кузова-Соловки-Кемь и дальше на север, скока выйдет», и сразу «тепленьким», не возвращаясь домой, на Ю. Шую. Нон стоп. Ну да - весь сезон такой (и "вредная" работа позволяет).

***
Первая часть всего путешествия на Беломорскую Шую в режиме от «мало воды» до «много воды» прошла вполне по плану и вот 30-го июня в 9:20 утра мну остался один на перроне станции Шуерецкая. Очень странное ощущение, новое. Снова новое. Импрешины Писты-Кепы-Кеми-2010 в одиночку уже как-то стали забываться.

30.06.12
День первый. К морю.
Пока вернулся в замаскированный лагерь, пока поел и собрался, пока доволок все до воды, полусонный...
Вышел в 11:30.
За 2:40 с перекурами дошел до мыса «Федькова Гора». На "море" ветер встречный боковой умеренный. Прошел 11.4 км. Устал с недосыпа. Ибо ж удовольствие первей всего и ни кто не гонит. Погода совсем встала на прохладно, ясно и ветрено. От ветра пришлось залезть внутрь леса. На берегу дует неуютно. «Белые» сразу окружили и напали. Поэтому на обед грибы с чечевицей на пiчке Бонда в условиях изобилия сухих(!) щепок и веток. С сырыми дровами эта печка не очень дружит.
Пока то, да сё,  море «ушло» метров на 400.  Засада... Нет, я как-бы знал. И раньше году так в 2001-м видел, но чтоб вот так, что вообще никак(!) нельзя плыть...

Посчитал. Получается, что выходить завтра со стоянки надо не позже 6-ти утра. Встать в пять, позавтракать, скрутить лагерь и в погоню за убегающей водой. Иначе ждать до часу, а то и до двух часов дня. И пересчитывать это каждый день, потому, как оно за сутки на час примерно убегает вперед назад. Про такой жесткий режим я как-то не задумывался и с этим придется считаться. А я-то наивно полагал, что только погода и расстояния будут моими ориентирами. Море, понимаешь…

И еще есть ньюанс, который дам цитатой:

Метеоциклы летом на Белом довольно четкие, - с утра начинает дуть и к обеду максимум "дульника", потом потихоньку сила ветра спадает и в какой-то момент вообще наступает штиль. 7-8 дней из 10 повторяют эту модель. Не зная этого, можно по-началу вставать рано с утра, грести в ветер и потом, когда наступает штиль, уже не иметь сил плыть и вставать лагерем. Как раз, когда мошка с комарами активизируются.
Мудрый же воин спит до обеда, потом долго собирается, готовится, и, дождавшись вечернего "антипыха" стартует. И плывет в свое удовольствие до 1-2 ночи. Все мошки и комары остаются на берегу и ему хорошо и любезно)). Когда он пристает делать лагер, их активность уже на нуле и он может спокойно вершить свои бивачные дела. И взяв в руку чашечку чая созерзать нараждающийся день... ну не прекрасно ли?
источник

Но вот, а у меня это не(!) работало. В смысле что было, как угодно, но всегда по-разному. И в полночь тоже бывало очень даже и дуло.

01.07.12
День второй. На Кузова.
На завтрак доел вчерашние грибы и, пожалуй, пока на них табу. Уже 4 дня подряд грибы. И в неимоверных количествах.
Как ни старался, а встал-то в 5:45 и вышел в 6:45. Еле успел. Вода уходила прям из под лодки. 6.30 – пошла максимальная скорость отлива. Впору было петь «Я стою на катере, нет воды в форватере…». Вся губа Шуи это, практически полностью осушаемая в отлив, летораль. Идти к морю разумно за час до максимума и до за два/два с половиной часа до минимума. Иначе, либо перегребать течение, либо тащить километрами по глубине в 5 см  пешком, утопая в иле по все, что угодно… А какое оно, реверсивное течение, я узнал позже, на северном берегу Соловков - если «повезет»,  рыбаки говорили, мотор не помогает. Это конечно в узостях меж островов.

Море встретило мну конечно же именно восточным, боковым, самым неудобным ветром. Правая рука сильно перетрудилась с непривычки да и вообще...

**********************
Абзац спецом для поклонников самоотливных оупен-деков.
Мы с вами счастливые люди, господа! Этой весной я впервые  был в Тивдии на реке Тивдийке. С родео-маньяками. Этап кубка России по родео на бурной воде там проходил. Очень бурная она случилась этой весной. Под мостом в деревне  – игровой вал «Авиатор» 2 метра в общей амплитуде. Жуть, когда он взлетает над тобой во всей красе, а ты в корытце под названием родейник.


А родейничег-то в длину всего 1.80. И ничего. Тока не б-б-баяца!

А на море под тобой 3.40-3.70 метров длины надувной САМООТЛИВНОЙ конструкции, которой пофигу, что вал накрывает. Как накрыло, так и утекло. Так у мну случилось, кстати, всего два раза.  Море прислало пару типа таких мини «Авиаторов», но с шапками. От первого дух конечно захватило. Второй уже был встречен визгом восторга. Короче, если не наглеть, то параметр «а вдруг шторм» для наших с вами лодок, мягко говоря, не критичен. Конечно, одиночное плавание это вещь глубоко порочная и вынужденная, но проблемы серьёзной волны на самоотливном опендеке просто нет!  Есть просто задача - разуть глаза на небо и понять, что если что-то не как обычно, то не удаляться от берега. Это не трудно.

И на всякий случай надо уметь быстро и без проблем переворачивать обратно груженую лодку, повторю - это не сложно.
И не забывать про спасжилет и теплоизолирующий гидрик. Белое Море - не Багамы...

Отдельно о "надувной" безопасности в принципе:
Поскольку, чисто теоретически и пренебрежительно мало (один раз за все время продаж в Вольном Ветре), но возможен сюрприз с неожиданным сдуванием борта на ровной воде, что на Белом Море в одиночку есть пипец какая критичная авария, то мну эти борта не надувал до положенной кондиции, как на реке. Наоборот - сдул до состояния, чтоб только форму монобаллон держал. Так в одиночку(!) спокойнее.  

Продолжаю...
Сегодня таки в первый раз опробовал новый парус от ВВ. Опытный образец. Лажа. Лажа, как практически всегда все первое. Просто это надо понимать. Это не прерогатива ВВ. Это всемирный закон. Парус «не стоИт!». Попробую переделать.
Когда обедал на каком-то острове, рядом плавала тушка кита-белухи,  убитого винтом. Цивилизация и любопытство не ужились…
На другом острове, на перекуре, мимо проплыла пара котиков. Тоже – любопытство…
За день наплавал 13-ть(!) часов с неспешным обедом. Дошел до о. Немецкий Кузов. Всего 26.600 км. Почти «СкиТулец», только без течения и со «сбоку-в-морду-виндом». На ужин - заначенное пиво и сухари типа «Емельки». Больше ничего не хочется…
К вечеру встала погода и выглянуло солнце. Идиллия.
Рядом бухта с экскурсантами с материка на Кузова. Сходил туда. Говорят, тут сейды и все такое… И вообще, оказывается, что Кузова, это типа нац-парк. Устроено по русски, пляж арендован, на нем устроен родник и туалет.  Все. Ни охраны, ни информации на месте. Но берут деньги.

Отсюда, по плану, у мну переход на Соловки через маяк. 20 км по самому короткому. Сегодня за завтра я как-то сомневаюсь. Прям сразу не катит. И вообще – не хочу думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра. Кто-то мудрый сказал…
А завтра для прочистки мозгов дневка с пешингом.


02.07.12
День третий. Немецкий Кузов. Дневка. "Пешка".
Сходил на гору Немецкий Кузов. Смотрел на Соловки и маяк. Маяк – промежуточная точка по дороге туда. 12 км. до маяка и 8 уже до Соловков. Маяк виден. Виден и с воды. Проверил. И будет виден. Погода вроде ясная. Предупреждений и примет на ухудшение погоды не видно.
На горе фиерия новодельных сейдов. Старых нет и в помине. Ну или они остались лишь в недоступных для «экскурсантов» дебрях, что вряд ли. Ограниченная территория, организованный подвоз кого не лень и никакого контроля. Оригинальным сейдам тут не выжить. Это ясно, как божий день. Это не Финляндия...
Узнал у народа на пляже прогноз на сегодня и завтра. Завтра ясно, а сегодня будет дождь. Пришел в лагерь, поставил тент, пошел дождь. Прогноз, воистину прогноз.
Во время дождя мой лагерь посетил местный товарищ. По совместительству он байдарочник-гид и поэтому научил, как надо тактически спланировать переход на Соловки на веслах. Хитрость в том, чтобы подгадать на большом переходе начало конца отлива или прилива. Чтобы во время подхода к маяку скорость течения была минимальной. С учетом инерции. Есть такая штука оказывается. Большое ему спасибо.
Что характерно, осмотрев Одиссей, он обронил фразу:
– На надувашке ВООБЩЕ без проблем, а если что - просто повернуть обратно..

Это сказал помор, всю жизнь здесь ходящий.. Сам он водит на Соловки группы на каркасниках. После этого оптимизма у мну добавилось, хотя два отрезка по открытому морю в 12 и 8 км немного напрягают. Особенно первый. Попасть надо в остров 200 метров в поперечнике при возможности ветра. Напрягает... Но теперь просто чисто физически.
Для «отважного» отступления модернизировал парус. Вроде «стоит»…

На ночь глядя рассчитал время старта, чтоб до Топов идти по минимуму течения, а дальше уже не сильно важно. 
(а после похода  даже нашел расписание приливов по всему миру)

03.07.12
День четвертый. На Соловки.
С Немецкого Кузова отплыл в 9.00. Погода ясная, ветер спокойный. Боковой. Через переход пристал у Жилого острова и попробовал поднять новый вариант паруса. Все таки «не стоит»…

важные "тараканы"
Они предостерегали от летальной аварии типа "лодка лопнула посреди Белого моря", поэтому бортовые баллоны в этот день я заранее подсдул до некого приемлемого, но не совсем слабого, состояния и лишь дно надул сильнее обычного, чтоб серийная сидуха не проваливалась и было удобно как обычно, сидеть и полноценно грести. Опасения, что холдная вода +8 Белого моря еще больше "сдует" давление в лодке, не оправдалось уже в первый день прехода на Немецкий Кузов  мну на это забил.

В 10.00, строго по плану, за два с половиной часа до самого минимума воды стартую к маяку, который хорошо виден глазами, но не на фото...

Боковой ветер и течение друг другу мешали, но все равно, стартовав с Ю/З, уже приблизившись, на маяк заходил почти с С/З.
В 13.00 лодка коснулась скального берега бухты на северном берегу острова с маяком. Маяк в близи, это серьезное сооружение. Остров голый, но при случае в маяке можно и пересидеть. 2 часа дал себе на «посмотреть» и на обед, и вот, пора. На Заяцкие острова. Туда, как раз пока, сподручно по ветру и течению. Когда выходил с острова – на горизонте просматривались отдельные лиловые дождевые тучи…
… которые почти у берега догнали с неожиданно налетевшим шорохом ливня. Прикольно. Жах и весь сразу мокрый, даже «мяу» сказать не успел.
В 16.50 лодка ткнулась в Малый Заяцкий остров (7ч. 50м. со старта). Это заповедник и поэтому, далеко не заходил, только полчасика на на отдых и переодевание. И дальше по проливу между двумя Заяцкими островами путь на собственно Большой Соловецкий остров. Глубины в проливе мало, вода только в среднем уровне (в отлив вообще думаю будет мелко) и пришлось потолкаться.
Еще немного и «Соловки, сэр!». Мыс Западный Печак. Время 18.55 и 9.55 от старта.

Дистанция 29.3 км. Снова «Скитулец»…
Очень повезло со временем приплызда. Еще пара часов и тащиться бы до берега по мели метров 300...
Опись наличия всякостей на этом месте:
Летораль неслабая, присутствуют МТС и выброшенный морем мусор. Дожди улетели, мошки по прежнему немеренно, но ДЭТА рулит. 

04.07.12
День пятый. Соловки. Против часовой.
Ясное утро. Жизнь по расписанию приливов. До 10.30 надо выплыть. Понежиться не получится. Летораль в отлив выглядит непреодолимо…

8 километров по чисто боковому Ю/В свежему ветру это жесть. Полтора часа с перекуром. В конце - награда в виде закрытого от ветра пляжа и ручей с пресной водой. Ручей вполне угадался по навигатору. Обед. Просто не от голода, а от невозможности плыть. Правая рука опять отмоталась напрочь. Поставил в теньке палатку и ... поспал пару часов. Днем :)
После обеда, не смотря на общий поворот курса влево, ветер стал совсем встречным. Тюлени попадаются на каждом мысу.
Дамба, красавица и рукотворное чудо, встретила попутным течением, хотя не должна была. В проходе под ней случился типа порожек даже. Ветер перестал быть таким назойливым. Чуть погодя вошел в «ворота» между островами Б. Соловецкий и Муксалма и впервые серьезно прочувствовал, что такое течение. Погрести пришлось от души. А на самом урезе был просто спурт. А это было уже после максимума прилива. То есть вода, по идее, почти остановилась. И оказывается я научился различать (слышать) шум текущего моря.
Встал довольно поздно на мысе Урочища Горелого у триангуляционной вышки, спрятав палатку за деревьями. 

Ковер из мха добавил уюта. МТСа тут уже нет. За день прошел 18.0 км, ленился.

05.07.12
День шестой. Соловки. Тучи-ясно-штиль.
Наконец вроде «поставил» парус, но сильный боковой встречный ветер опять не дал им воспользоваться. Но я все равно его заставлю работать… Зато, при скорее встречном, чем боковом ветре, почти нет сноса кормы! 
Котиков, по прежнему, как кошек в деревне, а к вечеру разразился штиль. 

Это очень странное ощущение. 12 дней воды с порогами, волнами и ветром, а тут вдруг ни дуновения. Море - идеальное зеркало.

За день за 9 часов с обедом прошел 25.7 км. Встал на мысу Перечь-Наволок.
На закате небо и море стали совсем сумашедше-нереальных цветов. Штиль продолжается. Стало даже жарко. В 11 вечера… В это волшебное во истину мгновение я не предполагал, что завтра в это же время в голове будет совсем другая забота…
Завтра, по плану, к дневному отливу, надо подойти к  мысу Белужьему. В это время там «фестиваль» белух. А потом точка принятия решения - идти на материк или план Б.
Но по любому, к 14.30 (min воды)-16.00 надо быть на Белужьем.


06.07.12
День седьмой. Гонка на «фестиваль». Летораль. Вода. На Кузова…
Ну и денек. Сам собой случился личный рекорд ходового дня. Четырнадцать часов. На ПРАгулке-2011 было и пятнадцать, но там ты в рамках соревносваний, а тут оно как-то само все случилось, без "добрых оргов"…
Сначала, против ветра и желания поспать, доплыл до Белужьего мыса и успел на белужий «фестиваль». Успел. Зрелище еще то. Привык, что море рядом пустое. А тут живность крупнотоннажная плавает и не убегает. Сначала смотрел с вышки. Но особенно интересно стало, когда в конце тихо сам выплыл на этот пятачок и встал рядом. Лодка цвета белух вероятно их не пугала. И в 10-ти метрах от меня регулярно всплывает десяток тушек и все громко выдыхают… Постоял немного. Когда подошло время, все кончилось, как по команде. Они просто перестали появляться. Вода поднялась выше уровня, который им чем-то удобен.
Тем временем пришло время и мне поесть, для чего пришлось пробиваться к  еще не залитому берегу рядом, поскольку на мысу хозяйничали чайки и сильно досаждали. Пока плыл/толкался/уворачивался к берегу, сзади мелькнул п/э сияк. В последствии я нашел его отчет. Тоже одиночка. Шел от пристани к Белужьему. Время и место совпадают. На огромном просторе мы разминулись на 300 метров... Не сверни я обедать - познакомились бы.
На обеде закончилась вода и поев, мну сразу с помощью навигатора нашел на берегу ручей, а когда вернулся к лодке, то посмотрел на небо. А оно чистое-пречистое, до самого горизонта. Без сюрпризов на ближайшие 6 часов. А ветер ровный-ровный, умеренный… Значит можно. И нужно. Пора. На материк...

Но сначала на маяк...
10 км махнул за 2 часа. Причалил в 22:00. Там опять поел про запас и правильно сделал!

А у нас на кухне газ, это раз
Гала-Гала рацион, это два.
На все это только час, это вах...
А представить тут костер - вот уж нах!

Передохнул и переоделся по весеннему и наконец удалось сфотографировать котика на берегу. Ветер был на от него и он меня не слышал.

В 11 вечера отчалил с маяка в сторону Кузовов. А в районе полночи, как раз самое сильное течение  и случилось. Отливное. И ветер типа южный. И они вместе показали мне, кто в доме хозяин. В результате я словил сильный снос вправо (на север). Картинка на навигаторе говорила, что с расстояния в 7 км мимо Кузовов 6-ти км в поперечнике, я мажу на 1 км… Ну не трагедия конечно, но следующие острова еще в 6-ти километрах по курсу сноса. Но холодно, блин и вообще. На берег хочу вот. В общем, гребанул, как учили в 3С. Крайний час рубился вообще, как недавно на СкиТульце на рекорд. Перетрудил уже перетруженную раньше правую руку. Дошел в итоге в 3:30 до Б. Алешкинского острова. Едва-едва в него попал. В самый северный мыс. И то, только из-за умерившего свой пыл течения. 21.5 км за 7 часов с большим обедом. Итого за день – 32 км. Надувной добровольный походный звиздец типа Скитула без течения, но с ветром и волнами :)

Мест для лагеря на Б. Алешкинском острове на северном его мысу практически нет. Кое-как устроился на пятачке, вытащил и привязал лодку. Джет-бойл и  Галя-Галя – друзья уставшего путника. И 100 грамм. Прошло минут 40 с чалки и вот уже «кони напоёны, а хлопцы запряжены». А мимо море ТЕЧЕТ. Очень странное ощущение.

07.07.12
День восьмой. На материк.
Встал после вчерашнего поздно и вышел лишь в 14:00. За час дошел до северной оконечности Немецкого Кузова. Течение поиграло лодкой вволю. На Кузове приготовил в который раз парус и выплыл. И сразу дунул ветер. Боковой, чуть сзади самую малость. И получилось, что даже вспомогательная, на скорую руку слепленная конструкция + пара модернизаций + немного "головы" и плоскодонка без шверца идет куда надо! Праздник жизни! Доступны все «задние» ветра, вплоть до почти бокового.
3:30 плыл до обеда, из которых 2:30 под парусом, не гребя. Весло было рулем. Прошел 11 км.
1:30 на обед и 4 часа (против течения между островами) шел после. Парус работал иногда, потому, как ветер периодически заваливался от «сбоку» на «едва спереди». Доплыл до восточной оконечности Кемской губы. Полуостров имени Октябрьской Революции, затем «за угол» налево, что б стоять не на юру. Шикарный скальный уголок. Правда ровное место попалось только чуть в глубине залива.
25 км за этот день.
На небе закат, предвещающий плохую погоду, в отличие от последних двух, когда спокойные закаты предшествовали таким же спокойным дням. Отлив начался в 22:30.
Если дальше продолжать по плану и двигаться на север,  то по пути завтра надо пройти сквозь Студеницы – залетораленный островной архипелаг.  Выйти надо за час до максимума – в 8:50. Подъем в 7:40


08.07.12
День девятый. Ну и хватит…!!!
Ночью пошел дождь. На утро он не прекратился. Пришлось позвонить детям и спросить прогноз. Получил дожди каждый день и ветер северный. Получается, что придется гресть через ветер и непогоду и приехать на родео-сборы на уже Южную Шую на Б. Толли умуканым в конец. Не катит, а стало быть шабаш, приехали! 

168 км за 7 дней. "В среднем по больнице" - 24 км в день.

Собрался, погрузился и  двинул до пристани по заливу внутрь... Напоследок море пошутило. Пока то да се, а вышел-то под отлив. А идти северной оконечностью п-ова О. Революции в низкую воду, это неосмотрительно. В результате в самом его конце пришлось метров 20 пролезать по колено в иле 


к коренному берегу, где вызвал такси конторы «Пуля», собрался и с тележкой, груженой Одиссем и рюкзаком на плечах дошел до дороги и купил пива. Тут и такси подошло.
Через три часа после утреннего старта был уже на вокзале в Кеми. Вещи в багажку, билет в карман и в баню (пт, сб, вс до 22:00). Баня, как и прежде, без глупостей типа веник и простыня. Но жаркая.
На обратном пути из бани пешком зашел на Кемские лбы - парк скал посреди города, и там, к своему изумлению, нарвался на спелую чернику. На календаре 9-е июля еще только. Приятный заключительный аккорд раннего летнего путешествия по Северной Карелии.

Была мечта - увидеть море,
Где солнце зной дарует нам,
Где золотая на просторе
Скользит русалка по волнам.
Мечта сбылась - я там, где ветер
Уносит вдаль рыбацкий челн,
Но я бы мог прожить на свете,
Прожить без этих шумных волн.

Итак - мечта сбылась, а дома ждут дети, семья и работа.. А через неделю уже был родео-маньяко-дром на Шуе и в Тивдии. 

Хорошее лето получилось. Даже на фоне насыщенного сезона не потерялось.

ФОТО-АЛЬБОМ этого похода. 
Трек
Приливы по всему миру
Так тоже ходят там. Ладога-2
Еще одиночка. Ладога-1
А вот то же море, но в другом месте от той же Ладоги-2. Но тут уровень требований несоизмеримо выше, а умение и стиль на прежнем уровне. Как следствие - это уже имхо на грани фола, хотя молодцы. Важно, чтоб не увлекались и не обгоняли свои возможности. Хорошие ребята. Отличные фотографии.
А вот сиякеры. Рядовые. В смысле не спортсмены. Это самый(!) приятный и толковый отчет-рассказ про путешествие на Соловки.
***
П.С. Где взять лодку-мечту ОДИССЕЙ, да еще, чтоб она совсем была правильная, заказать важные добавки или изменялки - для этого надо связаться со мной.

Заметки на скорую руку
- Одежда должна быть по температуре воды, которая в море тут +4. То есть одежда, как весной в паводок. Да-да, если поход в середине лета, но море - Белое.
- Такой легкий парус, как у меня был, это только вспомогательная забава даже если его немного подшаманить. Игрушка короче пляжная, если на байдарку ставить. Неэффективно.
- Жилет новый,  надувной, райдерский от Svarga. Андрей его больше не делает
- Руль. На надувасте, заточенным на море он вроде напрашивается, но слишком много гимора.  Карочь, без него, как обычно нет особых проблем.
- Накидка на ноги. Холодно, когда идешь по ЭТОМУ морю ночью и в ветер (правда никто не заставлял). Нужна прям накрывашка из чего-нибудь водонепроницаемого, но легкого, чисто от стоп и до пояса типа на крючках. Примитивнейший вариант – ветровка.

- Печка Бонда (имхо) не имеет смысла, пока есть газ.
- Система типа Джет-Бойл - форева! Единственное - если забыть про него - вода выкипает и загорается неопрен. Я так на Тивдии едва дом не сжег, поэтому сразу перешел на простую горелку с простым люминиевым чайником, хотя можно и просто снять неопрен от грехаЮ но отде5льныйковшик удобнее, универсальнее.

По лодке:
Одиссей это лодка для всего. От ровной воды и больших пространств и  до бурноводинга (в умелых руках). 170 километров за 7(6.5 вернее) ходовых дней на надувасте без попуток и штилей. Это 26 кил в день. Правда откровенно плохой погоды не было ни разу, но сбоку и спереди ветер был практически постоянно.

Еще ньюансы:
- Конечно надо не забывать смотреть на небо. 3-4 часа ничего "вдруг" из чистого или мирного неба не бывает
- Течение разгоняется до 7 км/ч в узостях и до 3 км "посредине". Минимум течения бывает за 1.5 часа и до 1.5 часа вокруг точки максимума уровня прилива или отлива. То есть три часа без течения есть всегда два раза в день. Расписание приливов ищется в сети на раз. Надо знать местное расписание и его изменение вдоль берега. 
- На всех почти островах и берегах на камнях в углублениях есть вода, пригодная для питья после капячения.
- Уходя от вытащенной лодки, полезно иметь чалку более 2-х метров и привязанный к ней мешок, чтоб туда положить камень, как якорь, это на случай сдувания и "нееожиданного" подъема воды. Есть нюанс - долгое колебание причаленной лодки о камням - протирание дырок. Монобалоннику ваще крышка может настать. Уклеишься... Поэтому причаливание должно быть прям с выниманием...
- Попутного ветра не бывает. Да и не так и удобен он. Лучше слабый любой другой ветер.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Другие приключения Одиссея