12 мая 2017

Аккорд (2010) vs Каньон-СПОРТ (2008)


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
или Аккорд на фоне "одноклассника"

25-26 сентября 2010 года на слете ТКТ-Перово-МВК в Леоново Диванкаякеры и некоторые судьи приняли участие в тестировании недавно купленного мной Аккорда и его сравнении с такими уже родными и привычными нам Каньонами-СПОРТ.

Купил я Аккорд чтобы:
- самому судить о монобалонниках, а не полагаться на чужое мнение типа "одна баба сказала"
- иметь судно для СОЛО-путешествий средних спортивных категорий, у которого совсем нет проблем с баллонами (так говорили авторитеты)
- ходить чуточку быстрее и легче. По обещаниям сайта ТТ, эта лодка должна была быть быстрее всех своих надувных братьев и сестер в классе опендеков, которым отдано мое сердце. ЖПСом даже в мерили типа... Добавить скорости захотелось после лета-2010, когда на Кольском и в Карелии на Большой, Колвице, Писте, Кепе и Кеми я нагреб на СПОРТЕ в сумме порядка 220 км. Да и любимое весеннее ралли СкиТулец 2011 не за горами, всего-то полгода...
- если понравится, то используя поддержку и технологию фирмы Вольный Ветер, самому доделать эту лодку лучше
- расширить кругозор

Комплектация моего Аккорда:
- ширина заметно больше Каньона-Спорт (95), сколько не знаю
- усиленные снизу баллоны
- короткая надувная и две псевдопалубы нос/корма
- "самодельный" аутфитинг. Установил модернизированную мной старую спинку от Каньона-2, перевел задний крепеж упоров на эту спинку с фиксацией ее намертво к баллонам, как уже использую на своих СПОРТах два сезона.

Комплектация меня:
- 65 кг в плавках

Испытания
Сидушку сначала была установлена так, чтоб центр массы гребца был посередине лодки. Первые же метры на воде показали, что внутри, перед кормой, образуется волна, бьющая в соединение бортов (фонтан там от этого) и по ощущениям она серьезно тормозит лодку. Подвинул сидушку на 10 см. вперед от центра (в СПОРТАХ у меня именно так) и вроде бы стало получше. А потом стало не до того - начались соревнования на короткой трассе ТВТ.

Первая попытка на Каньоне-СПОРТ, вторую попытку я пошел на Аккорде. Между попытками прошло два часа и силы полностью восстановились. Дальше была командная гонка, на которой мы построились так:
Первой шла небыстрая барышня, но умевшая ходить на пластике, затем два СПОРТА с юношами, занявшими в личке (как потом оказалось) типа 5-6 места. И замыкал я на Аккорде с мыслью, что от меня они не уйдут по определению и ворота времени мы минимизируем. И весло у меня, к стати, не полиэтилен, как у них, а АК от Ватерлоджи. Кто понимает - оно эфективнее. 
Не вдаваясь в подробности, после старта я все время пытался их догнать, а они от меня уходили и уходили. На воротах времени меня ждали, а по их прохождении они от меня уехали.
Почуяв нелогичность, и отдышавшись после финиша, я пошел узнавать результаты..

Теперь самое интересное и тогда казавшееся неожиданным:
В первой попытке на СПОРТЕ я нагреб на 2-е место с результатом 3.05 мин. На Аккорде мне понадобилось 3.21 мин. Разница 16 секунд. Для объективности надо отнять 5 секунд на косяк в одних воротах (залез на Аккорде в куст неудачно). И это на пустом Аккорде.11 секунд, это ... катастрофа.

Я не поверил, обещалось другое. Отдышавшись, уговорил шедшего впереди на командной гонке Илью помочь прояснить ситуацию и после закрытия соревнований поменяться лодками.

Поменялись лодками (и веслами), прошли первую связку ворот и за ними длинную прямую. Теперь Илья на Аккорде от меня оторваться не смог и даже поотстал. Гребли мы естественно на совесть. Все делалось на совесть.

Всем, кому я давал пробовать пройтись на Аккорде, говорили одно и то же - чувствуются "тормоза". Тормоза "живут" в ловушке для воды, след которой виден на видео в виде фонтана ыв корме. Это получается из-за опущенности кормы и поднятого дна, просто корма тащит воду плугом, как бульдозер, только сзади. Признаюсь, я такого не ожидал.
Испытания на обычной караванно-походной скорости, расчитанной на 6-7 ходовых часов, мы не проводили. Для этого нужны эти 6-7 ходовых часов. Но все еще впереди.

Большая бочка мёда
Надувается Аккорд вдвое легче и быстрее Спорта. А так-как в него, из-за клапанов и чисто физических свойств материала, можно нагнать больше воздуху, то на воде поддувать не пришлось. Каньоны поддувал. И что безоговорочно понравилось в Аккорде, так это жесткая надувная палуба, то есть монобалонное дно. 

Мелочи доводки
Пяточного упора конечно не хватает (как показало дальнейшше, для Питера и особенно ТТ это вообще хроническая проблема). Кароч - это деталь "сделай сам". 

Про спинку я вообще не говорю. Это тоже всеобщая болезнь. Никто нормально спинки не делает, все что-то выдумывают, поскольку сами конструктора обычно в маршруты лет сто уже не ходят, а на тестах в ближайшем пруду около цеха, на слете или на покатушках в Лосево неудобства спинки (как и пяточного безупорья) не поймешь. Что-то очень человеческое стоит на Легоре, спинка там сделана добротно.
(на сегодня лучшая спинка, это спинкосидушка Ермака

Испытание на серьезном сплаве
Чтобы до конца разобраться в своем отношении к Аккорду, наверное именно на нем пойду в конце октября на Кодор в составе "сборной" команды тест-пилотов и друзей фирмы Вольный Ветер в окружении Каньонов. Хочется сравнить ощущения с прошлогодними.

Выдержки по Аккорду из Кодориады-2010
День 1
Лирическо-техническое, и как оказалось, еще и политическое отступление
Аккорд вполне вписался в компанию СПОРТОВ под ревнивым взглядом кое-кого из числа их производителей. И это не директор:).
Сидушко-упор (уже привычно) и упор для пяток (по скольку его там пока нет) я приделал к Аккорду сам и своей конструкции.
Мне показалось, что Аккорд менее кусаем, чем СПОРТ. Крутится конечно труднее, что не сильно принципиально при маневренности любой надувашки, а вот если идти, например, на боковом притяжении с небольшим углом атаки в сторону улова, то он даже легче СПОРТА сходит со струи и вгрызается в улов... Странная техника, но надежная.

День 2
Лирическо-техническое и политическое отступление. Часть вторая
Поскольку уже идет второй день нашей Кодориады, уже можно сделать вывод – Аккорд это хорошая бурноводинговая машина. Меньше СПОРТА кусается и лучше его запихивается в улова. Хотя все те-же товарищи, которые ревнивые, утверждают, что это я за год стал более крут. Ну, скромно говоря таки да, но не на столько уж, чтоб почти без крена безнаказанно заходить в улова ТУТ, где на прогонай-то легко кладет, только зевни.

Но есть два специфических момента
Первый (исправляемый) - дыра в носу между самим носом и короткой палубой – это регулярный фонтан в морду лица и сбой «прицела», и, как правило, очень невовремя, приходится отплевываться и промаргиваться. Дыру эту надо заделывать, но это исправляемая мелочь. 

И второй (не исправляемый, просто это надо учитывать) – с одной стороны из-за своей конструкции Аккорд в валах заметно лучше СПОРТА держит направление и не соскальзывает с курса. Но естественно, что за это есть и плата - если надо резко отвернуть, то это на нем делается заметно труднее. Поэтому я уже несколько раз таранил камни бортом в ситуациях, когда по старой памяти на СПОРТЕ бы ушел. Ну да, привык...
И вот я опять не вструялся в струю
И камни тараню, а мог бы уйти
И воду веслом я по новой крою...
Аккорд, ты ж хороший, кутись, мать твою!
.
День 3
Кильнулся, эскиматра(х)снулся. И сразу прочувствовал еще один нюанс Аккорда. Он, как мне показалось, переворачивается (отрывается от воды) обратно чуть труднее СПОРТА. Но зато залезать в него обратно можно более резко и грубо.
.
Выдержка из приложения 
Аккорд - добротный моноболонный надувастик. Удобнее и быстрее (чем СПОРТ) надувается/сдувается, мой первый моноболонный опыт. Вцелом понравился. Отлично (лучше СПОРТов, что естественно) держит форму, а в остальном, все примерно как СПОРТы.
Я его купил за месяц до этого похода. Попробовал на Тушинско-Перовском слете и решил взять испытать на Кодор. Пришлось установить на него сидушко-упоры своей конструкции и пяточный упор от СПОРТа. Без этого было бы крайне неуютно. Сидушко-упоры получились даже лучше чем на моих двух СПОРТах и главным образом из-за изначальной жескости Аккорда. А вот пяточный упор  требует надежной фиксации.

Короче - Аккорд понравился и выше описано почему и много чего в нем нужно менять и дорабатывать, там (и ниже) тоже есть.

Маленькая ложка дёхтя :(
К сожалению, Аккорд, при всех его плюсах, имеет один неистребимый недостаток –он медленнее СПОРТов, особенно в загруженном состоянии, что делает плавание на нем в их окружении (а это мои личные реалии) неуютным. Все время надо напрягаться, чтоб хотя бы не отстать. При правильном понимании этого в схоженной команде это не критично, Но... При выполнении функции звеньевого или адмирала – это просто конфуз. Чтоб занять полагающееся лидеру место, надо втопить и еще попросить остальных не нажимать или вообще пропустить начальство вперед. Не царское это дело – просить. А если поднял фотоаппарат, то все - безнадежно отстал. А на порогах в нашей "тройке" у ведомого (и опекаемо-страхуемого) мной и менее опытного Вити Гририбова, как положено у новичка, включался "мотор". И он меня начинал догонять. Согласитесь, задавать курс с интарвалом в 2-3 метра от ведомого на реке в 50 кубов - толку мало. А уехать нет никакой возможности. Машинка "не едет".

И еще. В прошлом году я легко, увидев море, рванул и выплыл в него первым. В этом году на финишном рывке длиной метров 400 меня обогнал Миша Вазюлин на СПОРТЕ, хотя гребет он слабее меня. В нашей Кодорской компании конкуренцию по скорости мне пожалуй мог составить только Андрей Василенко (2-е место на СкиТульце-2010). Но я отставал от всех.
В ТТ говорят, что надо поставить длинную палубу и тогда Аккорд "полетит". Не верю :) Не с чего ему "полететь", ловушка в корме не пропадет (я вообще больше на слово г. Петрову не верю, у него не принято признавать очевидное).
А еще я нашел видео, где очень хорошо виден фонтан воды в корме: тынс (отметка 0:36) И как с этим бороться - понятно. Подымать корму, опускать дно вровень с ним. А вот увеличивать диаметр до "Дракаровских" 35-ти см я не додумался, это даже для Кодора перебор.

Теперь про пяточный упор.
Решение в Тайм Триале есть давно:

Это фото Ватерфляя Максима Сысоева от февраля 2009. А почему не ставится серийно - вопрос к конструктору...

В 2017-м уже, я нашел цитату, в которой главный конструктор Аккорда, Сергей Петров прямо пишет, что приделанные ко дну (и принятые много где в мире) пяточники ему просто не нравятся. Вот интересно, а давно автор Аккорда на своей лодке ходил в категорийную многодневку?
Кароч, у производителей бывают странные капризы. И это не прерогатива ТТ. В Вольном Ветре я тоже знаю много чего, чего сделать - плевое дело, но не делается.

Снова мёд
Подумавши еще, понял, что у Аккорда еще есть один ломовой плюс: если палубу совсем оставить дома, заменив ее на ПВХ-тряпочку лишь под жопой, а остальное на совсем тонкое ПВХ, то при весе стандартных баллонов 6.2 кг, получается примерно 7-ми килограммовая надувная, самоотливная, неубиваемая, устойчивая и очень вместительная (и слегка неторопливая) лодка  для пешеводников, где воды больше, чем пешки, или вода течет. Щука отдыхает. Каньон тоже. Конкурентом будут только Тайга-280Ермак-260 и Ермак-300, которые сегодня с помощью надувного ТПУ-дна, можно довести до самоотливной конструкции (спецзаказ).

Аккорд-2012
В 2012 году ТТ выпустил новый Аккорд с баллонами 35 см, который на СкиТулец привез Володя Логинов (hunter-turist) и мы над ним поэксперементировали. Опускаю детали, но с сильно зауженной палубой он "полетел". То-есть это сильно лучше варианта 2010, если не обращать внимание на 35 см диаметр баллонов. Отлично? Наверное, но диаметр 35 см это уже больше диаметра пакрафтов! На подавляющем большинстве маршрутов это имхо излишне, это 10 см ширины, неудобства при гребле через высокие борта. Не...

Аккорд-Z
Собсно немного приподнять нос и сильно приподнять корму. И все...
И так будет сделано в будущем много кем, и будут отличные скоростные характеристики, но по эстетическим соображениям такое в продаже не прокатит, пипл не поймет...

Михаил (ZindOlog) Левашов