25 июля 2016

КРЫМ 2012

16-24 марта

с форума Трех Стихий:
 ... вы все там шлемы крошите, а отдыхать-то когда?


Вступление

Отделение повышения квалификации Диванкаякеров, в том числе двое моих деток, Женя и Миша, начали свой путь в пластиковые каякеры ... с Коккозки.


Для начала (если кто не был) вот что такое Крымские реки со слов Олега Сизона. А в прошлом году мы на надувастиках были на Черной с Сергуней, который, после моего вопроса распределил речки по сложности по нарастающей так: Узу-Узень (без каскада), Черная, и на закуску Коккозка. Вопрос ему я этот задал уже ПОСЛЕ этого сплава...

По всей логике, без учета Сергуниного особого мнения, Коккозка проходила, со скрипом, но как бы, да. Проходила, но в окружении и при одобрении монстров Трех Стихий, и после четырех месяцев усиленной родео подготовки у них :).

Но ... без опыта:
- реального сплава на сплавниках. И это цветочки...
- реального сплава в реальном полном снаряжении. А вот уже почти ягодки.
- реального эскимоса в реальном полном снаряжении в реально текущей реально холодной воде с реальными камнями, не разбирающими, что они бьют, дно лодки или каску, в которой голова... Это и есть сами ягодки.

Первой свои впечатления выплеснула дочь Женя, что и понятно, распирало...

/синим цветом будет мну с комментариями/

Чтоб сразу было понятно - это мой позор прокол, что допустил, будучи вообще-то инструктором и все такое, хотя и не в данном формате. А в данном формате это считается как бы ничем уж таким особенным. Да и Майкол, который все это руководил, внушал доверие ...

КРЫМ-2012. Мемуары чайника.

или Крымский АБЗАЦ

Пролог
10 лет назад , проплавав 13-ти летним матросом на КНБэшке по рекам Кольского, я влетала в поезд с визгами «никогда больше!»
2 года назад сажусь в «Каньон-Спорт» в рядах команды ДиванкаякероВ, становлюсь одним из первых испытателей надувного опен-дэка Т-34.
Год назад, увидев фото сплава из Крыма, следует однозначное «хочу!»
Октябрь 2011 – первая тренировка в 3С.
Февраль 2012, вестибюль черкизовского бассейна:
Некто Ш(ишков).: - В Крым едешь?
- Еду! На надувахе, разумеется.
- Я что-то не пойму – занимаешься на пластике, а собираешься на чем? Ты ж кремень! Бери сплавник.
..пауза.. что-то ёкнуло..
- Подумаю, Лех.
Оптимистка :)


Часть I

Глава 1. «До»
Едем всей семьей (папа, брат и я). Всю дорогу сплю, свернувшись калачиком на заднем сиденьи, вижу радужные сны. 18 часов пути и мы на месте в 5.30 утра. На улице минус, воды нет.

День 1. 18.03 (вс)
Подгребает Майкл с басом. Итак, нас 11: Щербинин, С.Фабричнев и Григорьев, Ден Рогачев, Савоськина Анна, Коля Криштул, Левашовы Миша и Миша, Майкл и собстнно я. Вокруг много знакомых лиц – Настя Глинина, Дима Федоров, Студилин, Петриков. Не скучаем, выпиваем. Почти все живем в одном дворике.
За неимением воды разнообразим первый день прогулкой верхом. Для меня она случилась дважды: первые 2 часа для «чайников», вторые для тех, кто уверенней держится в седле. Со времен работы инструктором по верх.езде прошло 6 лет, и езжу я сейчас крайне редко. Так что 4 часа верхом ощутимо сказались на походке)
Многие ребята здесь впервые и первое знакомство с Крымом у них происходит именно сейчас, во время обзорной экскурсии верхом. Кажется, все очень довольны!
- Не понял ни разу прелести скакания на животном, которое ни разу для этого изначально не рождено и в гробу нас видело в белых тапочках, лишь бы сено давали... Подчинение и насилие над животным. В "те" ремена еще понимаю. У горцев тоже. И в деревне. Но катание сытых городских туристов или, что хуже, спорт, где из лощадей вообще инвалидов делают - западло! Как например надо относиться к тому, что у нас было две "немного" сильно беременные кобылы?
Вечером изрядно заправляемся вкуснейшим местным вином, что станет традицией на всю предстоящую неделю. Воды в реке нет, сиротливо поглядываем на Кокозку.

День 2. 19.03 (пн)
Прогулка по пещерному городу Эски-Кермен. Много писать не хочу.
Сказка. Просто сказка!
Эпичные виды, солнечная погода, душевная компания. Отдельное спасибо Майклу за «пещерный бар»!
Ужинаем в чайхане неподалеку. Кальян, чебуреки, снова вино.

Пометка для веганов и постящихся:

В это время года в Крыму будет трудно придерживаться привычного рациона. В местных харчевнях практически все мясное. Поэтому питаюсь овсянкой, овощными салатами и чебуреками с сыром (без них было бы совсем худо).
Рязанцы приносят хорошие новости! Включили воду, завтра плывем Кокозку. Бодро собираю снаряжение и баиньки. Сегодня сплю еще безмятежно.

День 3. 20.03 (вт)
Выгружаемся на старте, под ногами куча снега, но речка бурлит.
Впервые комплектую сплавник на воду.
Ах да! Забыла уточнить.

Это мой первый сплав на пластике, не считая Вашану (вообще-то и Крушму, где набежало 1.5 часа хода зимой по приколу). Ни Пехорки, ни Мсты, ни Сходни. Ни-фи-га. Была на Сходне только на «Каньоне». И на нем два матрасных похода в Карелию. И это НЕ руководство к действию, ей богу! Первый сплав, ребят. Пластиковый дебют на Коккозке. Ахренеть! Я действительно оптимист.

Уверенно шагаю к воде, залезаю в лодку.

Непривычно буквально все! Куча сковывающее одежды на теле (хорошей мыслью было померить все вместе еще дома), защита на руках, фулл-фейс. Потом всему этому я скажу «спасибо». А пока что сплавник после родного розового родейника кажется кораблем!

Фабричнев назначен персональным сейфити. Держись, Саша)

Речка отсюда смотрится бодро, но не страшно. По прошлогодним отчетам и фото/видео представляю, чего ожидать. Но, мои ожидания и рядом не валялись с реальность.

Обо всем по порядку. Стартуем.

я

Левашов ст.

Левашов мл.


Глава 2. «7:0»

Первый киль случается через 200м под кустами. Встаю об дно, мелко, никаких проблем. Тут-же сажусь на бульник. Спасибо родео, крен усвоили, фраза «кренить на препятствие» всплывает вовремя, бочком слезаю. Получаю одобрение от внимательно наблюдающего за мной Саши. Приятно.

Брат выплывает из тех же кустов уже с первым отстрелом (кусты "отобрали" весло Он было обескуражен, но собрался и дальше все пошло нормально).
Уклон речки резко растет. Первый каскад. Ныряю сразу, вставать и не пытаюсь. А вы вспомните свой первый киль на открытой воде и в пороге, в частности? Плюсуем. Первый отстрел. Ништяк, бодрит! Настроение отличное.
1:0  

Где-то тут и я навернулся в первый раз. Встал и... поверил в себя. 

Мой первый дроп (1.5-2 м).
Всегда с восторгом наблюдала их на видео, повторяю все, что запомнила и что подсказали. Наблюдатели в один голос утверждают, что вышел шикарный прыжок. Кру-уто) (будет фото) Сразу внизу улово, где на камушке страхует и фоткает Майкл. Прыгаю, подплываю, сияю. Весло держу одним пальцем, а зря.
- Женьк, уплывай отсюда, тут под камушком здорово киляет.
- А?..
..тут же ныряю, не успеваю вякнуть. Отстрел №2
 и улыбка на лице. 
 2:0

Продолжаем. 
Не успеваю отрулить, распирает на 2-х камнях посреди струи. Ни туда, ни сюда. Втыкаю весло, висну на нем, а меня шарашит с ног до головы ледяной водой, начинаю быстро замерзать. Жду, вижу Саша бежит выручать. Снимает корму с камня, тут же ныряю. Вроде и мысли об эскимосе* начали было посещать, но тут под водой влетаю башкой в камень, звезды из глаз. Отстрел. 
3:0
*это не в бассейне винты крутить. Тут все несется мимо, стучит по голове, вода ледяная и не ждет.

Подходим к очередному препятствию. То самое место, где мой брат киляется и невозмутимо встает об камушки, легким движением руки ловит свое же всплывшее весло и продолжает, как ни в чем не бывало. Видео Миши есть, спасибо Насте Глининой! (видео в приложении )
Идти сама не хочу, очень узко, но неудачная попытка перечалиться и меня выносит на струю. Продалбываю нужный крен, ныряю. Отстреливаюсь, торможу об лежащее поперек бревно, висну.

Первое, что вижу, когда поднимаю голову, взгляд Дена, ободряющий, но с немым вопросом «опять?». Опять!!
 4:0

Персональных сейфити у меня уже двое, а то и трое – Саша, Сережа и Ден. Продолжаю замерзать, прыгаю, греюсь, но помогает не сильно. Останавливаемся на обед. Дела все еще не плохо, но уже начала здорово мерзнуть – уже не помогают ни любимые выпрыгивания, ни чай. Да и силы кончаются. Руки замерзли в хлам, перчатки с собой, но надевать не хочу, чтобы чувствовать весло.

Что-то невзрачное, но я уже устала.
5:0. И откровенно побаиваюсь продолжать. Как по мне, так препятствия все круче и круче. А что делать.. надо! (???!) Меня уже уговорами и добрыми словом умоляют сесть в лодку. Я сдаюсь, им не откажешь.

Вот тут-то и случилось, то, что иногда бывает, когда видно - ситуация выходит из-под контроля. Именно в этот момент, "некто" заботливо спросил:
- Ну как, все нормально?
- Да! - прозвучало очень бодро.
И "некто" поверил. А зря...

А я (некто) уже перешел на пеший стиль. Миша тоже. Мы все уже потеряли интерес. Азарт пропал. Накатила УСТАЛОСТЬ! Обыкновенная усталость.

Через 100, лодку заклинивает в сливе. Сама тягаю ее спасконцом.

Сил нет уже совсем, трясет от холода и теперь уже страха. Плыть дальше не хочу и с надеждой поглядываю на крутейшие берега в поисках путей к отступлению. Их нет...
Вцепившись в весло и собрав остаток сил, стартую за Сашей, вижу его киль и очень быстрый обратный винт. Б**ть! Там же пытаюсь кильнуться, повисаю на камне, весло уплывает. Зачалиться не могу, держит струя, но и не кладет совсем. Ложусь на камень (Леха, спасибо за защиту), жду. Сверху по крутому берегу летит кто-то из рязанцев, сплавляющихся параллельно. Хватает за нос и вытаскивает.
- Женя, и что с тобой делать? – спрашивает он с добродушной улыбкой. Я только устало пожимаю плечами. Плыть дальше уже отказывается все мое сознание, прошу кого-то спуститься в моей лодке. Вопрос заминают, Саша вручает мое отловленное весло.
- Соберись, чуть-чуть осталось. Вот сливчик, направо. Давай аккуратненько.
6:0

А в голове уже тревожные колокола и пустота.
Слив, направо за поворот. Продалбываю крен.
... Опора..
- Вставай! – орет с берега Ден.
... Вторая. Проваливаюсь.
Оказывается, именно в такие моменты жизнь и проносится перед глазами.

А мы в это время с Мишей шли выше в обнос. Шли далеко от воды...
Внизу - вид плывущей перевернутой лодки.... А под ней кто-то есть. Какой знакомый костюм ... БЛЯ%Ь !!!
Лечу пулей вниз, но меня конечно опережают...

Весло уплыло, не успеваю сгруппироваться, первая попытка сорвать юбку – удар по голове. 2-3 – удар. Не дотягиваюсь, коленями сорвать не получается. 4 – удар. 5 – оглушающий звон в ушах, голову откидывает назад и я, кажется, начинаю терять сознание. Перед глазами темно. Плыву уже целую вечность и все как в замедленной съемке. Та самая жизнь перед глазами.. Медленно, очень медленно сгибаюсь, цепляю пальцем петлю... 
7:0
__________________________________________________________


Часть II

Глава 3. «маленький Happy Birthday»

Только на следующее утро мне покажут каску и что с ней стало. Но об этом позже. А сейчас я начинаю судорожно глотать воздух, в глазах темно, в ушах гул и я как будто наблюдаю за собой со стороны. Выплываю, спотыкаюсь, снова падаю в воду. Балансирую на грани сознания. Тело ватное, не слушается, встаю и снова начинаю оседать, когда меня подхватывают на руки и прижимают к груди.
Вот тогда я понимаю, что этот ужас кончился.

Глянь в свои глаза ... Кадр конечно на грани цинизма, но не жалею!


Глава 4. «После»

За 23 года ТАК я пугалась только однажды, за жизнь родного человека. Сегодня я испугалась за свою.
Состояние шока сошло часа через 2, когда я доползла до домика

и упала в кровать. Только тут я позволила себе от души расплакаться. Бьет страшный озноб. Но по-тихоньку отпускает.
Позже вечером собираемся на ужин в «Элькене» - небезызвестном местном кафе. Захожу последней. Человек 20, присутствовавшие сегодня на реке, встречают дружным гулом. На неоднократный вопрос «Не собираешься ведь после этого бросить каякинг?» Отвечаю всем известной фразой:
- Не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра.

И действительно, мозг решительно отказывается думать о воде. Расслабляюсь, с сожалением рассматриваю разбитые руки. Кстати, о птичках.

Итоговые потери:
1. Треснувший фулл-фейс (Женя Щеголева, нет тебе достаточной благодарности)
2. Разбитые руки
3. Вывихнутое запястье
4. Одна уплывшая перчатка (потом нашли... в лодке же)
5. Ушиб на челюсти (как??)  
6. Морально–психологический аспект
Когда  мы уже сошли и протащили лодки до спокойной переправы и надо было просто переплыть кусок РОВНОЙ воды, уговаривали ее на это минут пять ...

За ужином весело болтаем, потребляем вино, я больше всех – сегодня можно и нужно. Тему воды в мой адрес стараются не поднимать, но получается не очень. Так или иначе, все сходятся в одном: чумовой дебют с удачным исходом. Силы воли не хватило ~ на 1,5 км до финиша. За это тоже пьют.
С удовольствием ем оливки, которые раньше на дух не переносила. Вот она, жизненная переоценка. Просто дышу воздухом и радостно жую оливки. Хо-ро-шо!
Уже во всю улыбаюсь, позволяю по-тихоньку всплывать сегодняшним воспоминаниям. Оказывается, все было не так глухо безнадежно. Да, 9 килей, 7 отстрелов. И последний тот самый ужас-ужас*
*на следующий день с Аней прошли пешком вдоль всей Кокозки, отметили места боевой славы. В общем, головой вниз я плыла 4 небольших слива, метров 20, 30, 40? Не берусь считать, не хочется. Но очень долго.
Но, это мой первый сплав и первый (такой желанный) дроп! Удачный и красивый. На фоне водных неудач греет мысль «Зато я лучше всех езжу верхом», недаром, что инструктор. И последнее. Напоминаю, что на этом сплаве нас было 4-ро чайников. Двое двое были тут в прошлом году на надувных «Каньонах», кое-что нюхали и видели (и не только это). Я чуть меньше общалась с водой, но все же.

Мой брат плавал впервые.
Человек, видевший только бассейн, прошел Коккозку с одним (одним!!) "кустовым" отстрелом.

МИША, Я ТОБОЙ ГОРЖУСЬ!
А я вообще в афиге.

На этих радостных нотах под звездным небом Орлиного Залета заканчивается очень непростой и многозначный для меня день.

День 4. 21.03 (ср)
Спала плохо. Снилась вода, мучили кошмары. С утра решительно отказываюсь от продолжения сплава. Удивительно, не правда ли? Но только на сегодняшний день.
Майкл с Сережей, Деном, Сашами и Колей плывут верх Узу-Узени, мы с Аней сопровождаем по берегу с фотоаппаратами. Уже около баса Майкл, оборачиваясь к нам:
- И где вас завтра покатать? Предлагаю выкат Коккозки, «участок для девочек».
Сердце испуганно ёкает, подавляю желание по детски откреститься от предложения – с энергичными махами головы и рук. Понимаю, что надо это сделать, иначе страх перед водой засядет глубоко и окончательно. С трудом киваю.

Ну и остальные "чайнеги", чтоб не тратить дорогие (буквально!) дни, тоже решили покатать этот нижний участок САМИ и ОДНИ, поскоку занимацо нами типа некому и некогда (хотя уплочено сполна...)И получилось нормально. Есть и тут для нас приключения. Миша заехал в розовый куст (и завтра тоже залезет). Я кильнулся на камнях. Потренировали эскимоса. В холодной воде это совсем не бассейн :))). Шикарные пять километров. Уклон где-то от 20-ти до 15-ти  метров. Камни, прижимы, розы. Разминка еще та. А для чайнегоф - вполне школа...

Вечером костер, вино, звезды, спать.

День 5. 22.03 (чт)
Ранний подъем, так как после недолгого учебного сплава запланирована прогулка Херсонес-Севастополь.
Подтаскивая каяк к воде, сражаюсь сама с собой. Надо. Ободряю себя воспоминаниями о первых месяцах школы верховой езды, о бесконечных ушибах и падениях. Сколько раз меня пинали, кусали и скидывали. Я все это проходила, смогу еще раз!
Первый гребок дается тяжело, следующие 500 м продолжаю бороться сама с собой. Отчаянно не хочу купаться, поэтому очень эффективно начинаю рулить, кренить и опираться. И понимаю, что это ПОБЕДА! Над своими страхами. Я плыву. Уф-ф-ф. Плыву))
Финиш у базы «Орлиный залет».
Сияя, вылетаю из каяка, исполняю подобие шаманских танцев с воплем: «Майкл, б**ть! С этого надо было начинать!» Он улыбается. Он всегда улыбается...
Мы тоже ехали там. Миша опять въехал в розы и у него же лопнула по дну Мамба. Клубные лодки так иногда делают. Почему-то при мне это было два раза. Позже, осенью на Кавказе так же случилось. Никого это в 3С не парит ... Клуб )
Теперь я верю в формулу «я + каяк» и в то, что она имеет право на дальнейшую жизнь.

Глава 5.
Севастополь, сувениры, Херсонес и Настя, нырнувшая в море нагишом.
Отличный ужин в кафе «Балкон». Постное меню, ура! Заказываю овощной суп и сладкое из тыквы и яблок. Ловим местный Wi-Fi, отписываемся на форуме. Саша Григорьев пропадает в интернете, ржем, просим отключить злополучный Wi-Fi)
Выползаем на набережную, не обходим стороной тир, где некоторые поражают своим умением. Кто выиграл-то?!
Еще 100 м и единогласно решаем завалиться в бар с говорящим названием «Ringo Star». Все в теме Битлов, играют они же. И понеслась: пиво, ром, самбука, очень теплая и душевная атмосфера.
Домой так и не доехали, осели в чайхане, где курили кальян после Эски-Кермена. На столе море вина и горы чебурек, далмы и прочих местных вкусностей. Спешал фор ми отдельная тарелка фруктов и долгожданный апельсин!
Шикарно заканчиваем вечер, смотрим прошлогоднее видео с Узу-Узени с проходами Пети, Воскобойникова ст. и др. Видео 5:0 с дропа, лаского прозванного ярославцами «Ёп твою мать» вызывает бурные обсуждения. Кстати, о Пете. Именно после его рассказа про 5:0 днем ранее, я тихонько обмолвилась о том, что могу рассказать про 7:0.
- 7:0? Ну ты самурай! – присвистывает он.

На самом деле никакого геройства в этом нет. Я не была технически закалена для этой речки.

С самого начала мной двигали непомерный азарт и дух авантюризма, остро приправленные оптимизмом и силой духа. А при такой смеси я закусываю удила. Страха не было, он проснулся только на воде, когда поняла, что к чему.

День 6. 23.03 (пт)
По утру у всех похмелье, а ребятам плыть верх каньона.

А мы, "чайнеги", без Женьки снова, уже во в третий раз - на "девчячий" участок. Не зря... Наконец Миша разобрался с этим поворотом и "розами". Я не килялся. Все ОК! 

Собираем себя в кучу, Мы с Аней снова по бережку с фотоаппаратами. И даже отсюда все выглядит, хм, бодро.
Успеваем сбегать на водопад Серебряные Струи. По весне он выглядит по другому, и не тихонько журчит и стекает струйками, а вполне себе фигачит.
Вечером еще одна прогулка верхом и крайний ужин в «Элькене». Снова все жду меня, я ж девочка, мне приятно. Уже привычные чебуреки с сыром, салат, вино. Теплые тосты и подведение итогов. Очень не хочется расставаться, компания собралась отличная.

День 7. 24.03 (сб)
Ранний подъем. Сегодня Майкл с ребятами уезжает, мы же задержимся на сутки. Но сначала: Завтрак и финальная забористая прогулка на Мангуп. 

Долгий крутой подъем, проходы по отвесный карнизам и знакомство с местными «индейцами», половину из которых Майкл, кажется, знает лично.Внизу уже ждет родная чайхана, чебуреки по-королевски и страстно полюбившееся вино.
Забираемся за стол типа дастархана босиком в гору подушек и пледов. Ребята наедаются перед дорогой, Коля с Фабричным глушат «Розу» гранеными стаканами. Все уставшие и очень довольные и сегодняшним днем, и поездкой в целом. Пока несут заказ, дремлю тут же, привалившись на соседа. Запихиваем в себя последние чебуреки под Сашин вздох «Прощай, фигура!». Смеемся. Пора прощаться.
Провожаем полюбившийся бас, полный уже родных лиц.
Дома ждет баня, квашеная капуста и маячит сбор вещей.

День 8. 25 (вс)
Ночью здорово подморозило, утро прохладное. Загружаем машины, завтрак в «Элькене» и дорога домой. В машине включаю режим «спячка». Просыпаюсь только ночью, зря. За окном метель.
Ласково просимо!
__________________________________________________________________________

Эпилог
Трудно описать эмоции, которые я увожу с собой. Антураж удался, погода на 5+!
Каждого из 10 человек нашей команды готова расцеловать за каждый проведенный вместе час.
Благодарности:
Майклу – за тур; Моему брату – за наглядный пример и школу; Папе – за родительское терпение и лояльность; Сереже – за вечерний цирк под «Розой»; Саше Ф. – за охрану и нервы на воде; Саше Г. – за регулярный ржач; Ане – за компанию на верховых прогулках; Коле – за теплую толстовку в самый холодный день; Дену – за то самое плечо после 7:0 (плечо было мое, но я и Ден, мы так похожи, когда в голове гудит, так что простительно и перепутать), нет слов.

Что касается воды.

Один сплавной день на Кокозке уложил в себя годы(!) науки по экстремальному сплаву. Я получила весь спектр развлечений, усвоила и опробовала массу вариантов килей, отточила отстрел (весьма полезная наука). Хлебнула сполна всех эмоций – от откровенного ужаса и апатии до невероятного восторга. Обычно пишут наоборот. Но, у кого чего болит :)
Ребята, простите мне ваши ... переживания и спасибо, что были рядом на воде!
Уезжаю с чувством выполненного долга.
Но..подозреваю, что через год мне предстоит колоссальная работа над ошибками в сплаве по р. Коккозка

Брат: - В родео, девочка! И всем будет спокойнее.
Ню-ню! В родео "талантливые" люди тоже быстро находят приключения. 

Женя (Левашова) Корн

***

После такого рассказа как-то особенно и нечего добавлять. Поэтому просто скромненько вставлял комментарии между строк.

А по прошествии года могу сказать, что такой "зубодробительный" сплав на пластике - это на любителя. Все-таки гораздо более теплые воспоминания остались от нашего первого заезда на надувашках. Чисто ИМХО.
Ну разве что "пластиковый" сплав внизу Коккозки, на участке "для девочек", пришелся по душе и доставил удовольствие. Наверное с такого и надо начинать. И не одним, а с обучением. Но решали не мы и правила игры тут другие. Тут тур. Просто сплавной тур. Новичковым его не называли, но новичков брали... Не брали, а ЗАЗЫВАЛИ. Про безопасность и новичковый график движения Майкол не очень задумывался. А участок "для девочек" оказывается, отлично тренируется в Окуловке. Но туда принято ездить на слаломниках. Типа че время тратить на сплавной полиэтилен?

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фото-сборник (очень много фотографий, ужос).
Видео наших "нормальных" каякерофф
А вот Сергуня и Ко, через неделю после нас получили 100% удовольствия

Михаил Левашов (Zindolog)