30 декабря 2015

Илекса vs Вектор и Шуя vs Ладога


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Или таблетка от болезни "моя лодка быстрее"
по объективным данным,

Вопрос
Какая одноместная лодка лучше подходит для следующих условий:
- реального дальнего маршрута
- рядового водника-неспортсмена
- на два дня и больше

- по гладкой воде типа озеро немеренной площади
- или это широкая равнинная река типа Оки.
при единственном нестандартном условии, что
- гребуны не камикадзы и в шторма не лезут.
И это нестандартное условие я нахожу разумным. Почему нестандартное? А потому, что вариант "проехать Башкаус на RZ-85" я не рассматриваю

Ответ (первая попытка)
Казалось бы Вектор?! Ну или Ладога.
Красота и стремительность. Качество исполнения достойное. Абсолютно правильные лодки от слов совсем и без но. Обе подходят адназначна... И я так думал, но что-то глодало.

Главной характеристикой лодки почему-то считаются ее чистые скоростные качества. Все остальное потом. Для гладкой воды (и собранной лодки) это вроде бы верно, но...!

Гладко было на бумаге, но забыли про овраги


1. Илекса vs Вектор
Материал писался в то время, когда еще не было Гарпуна 4.5

Простой расчет на один день, простой, но Zindo-логичный

Исходное положение:
Вы на стапеле и вы знаете, что ваш товарищ на Векторе знает, что у него лодка быстрее. И на плаву он это демонстрирует всячески. Хорошо, но тогда договоритесь, что и стапель и погрузка-разгрузка в эту "гонку" тоже входит (ну никак, кроме объявления гонки, слова "моя лодка быстрее" и постоянное нарочитое уезжание на воде, я не понимаю). И антистапель, если это однодневка ПВД. Если он умный, то на этом все "соревнования" кончатся раз и на всегда.
Если нет, то либо это ваш с ним (ними) последний выход, потому что последующего (заметьте - в ответ на такое же) он (они) не перенес(у)ет, либо он поумнеет навсегда...
У меня однажды давно прошел первый вариант. Он для мудрых.

О чем речь? Речь о демонстрация "силы" перед тем, кто не может ей ответить в прямую. А "сила" в нашем случае, это всего лишь более быстрая лодка, что не есть достижение. Это просто давняя покупка. 

Но как только по правилам игры эта сила - пшик, то ситуация меняет знак и наступает конфуз. И нередко обида. Некоторые это несут в себе всю жизнь, даже не осознавая...

Поэтому прежде, чем сказать "моя лодка быстрее", задумайтесь.
И если вам такое говорят - тоже задумайтесь...

Итак, "поменяем знак":
Вы договаривалились, что стапель и ежедневная погрузка-разгрузка в эту "гонку" тоже входит.

Для прямолинейно-мыслящих повторю: "соревнование" включает стапель, загрузку и антистапель и "медленная" лодка, но быстрее собирающаяся, на стапеле не ждет тех, кто на воде демонстративно пользуется своей быстротой, но на стапеле медленнее.

А теперь считаем:
Нормальный человек Илексу соберет-разберет в сумме за 25 минут. Тот же (Валера, тот же!) нормальный человек Вектор-1 (полностью) соберет-разберет за 105 (если неполностью, типа без руля, то 55) минут. Разница - 80 минут.

И если со стапеля Илекса уйдет сразу по сборке и загрузке, не ждя "быстрого" Вектора, то чтобы Вектор был бы собран в рюкзак на антистапеле, и положен рядом с собранной Илексой одновременно, при реальной разнице в "крейсерско-походных" скоростях в 1 км/ч. (типа 6.0 и 7.0 и разница 14 %), Вектору придется грести (догонять) Илексу...

T=dT/(V2/V1-1)
где
S - путь до встречи
T - время до встречи
V1 - скорость медленной лодки
V2 - скорость быстрой лодки
dT - разница времени на стапель-антистапель

ВОСЕМЬ(!!!) ЧАСОВ, пройдя за это время дистанцию в 56(!!!) километров.
А без руля - ДВА(!) ЧАСА  и 33 минуты (если сборка без руля), пройдя за это время дистанцию в 18,5 километров. Прямехонько до обеда почти, потому что Илекса ушла раньше и это почти три часа прошло, а от завтрака вообще 4-5 или даже шесть  )))

У некоторых групп 80 км, это дистанция почти ВСЕГО(!!!) ЛЕТНЕГ ПОХОДА в Карелию. Задумайтесь. Кичливость Векторианца заранее стоит погони почти в целый летний поход...

Передохните. Глоток чаю...

Добавлю еще бреда:
Грузить на стапеле Вектор вдвое дольше Илексы (как минимум). Это еще к примеру 20 минут разницы. На КАЖДЫЙ следующий день 20 минут этой разницы в загрузке дают Илексе фору на воде ДВА часа. Еще час плыть и наступает обед обычно, у нормальных групп. Ну у нас точно.

Эти два часа дополним разницей вдвое в стоимости. То есть на стоимость еще одной Илексы+1 тыр. И весом в 13.7 минус 18 = 4 кила, как минимум и нетаскаемой упаковкой, а возимой, в отличии от Илексы. 

А что такое 56 км, если подробнее? Такие километры в реальной жизни доступны лишь на гонках типа Налибоки и типа команде Николая Шестерина, и то - не на море. На море в его рекорды вмешалось ... да-да, море. Это ни в коем случае не личный наезд. Это иллюстрация, но дело не в нем. Я в смысле, что это уникальная команда (тут важна фигура руководителя!), которая за день регулярно штампует рекордные километры ни смотря ни на какие старорежимные косяки организации всего этого мероприятия...

Заметили, что получилось? Формулирую:

Zindologическое правило 6 минут и 14-ти процентов:
Каждая минута задержки на старте более быстрой лодки равна 6 минутам "догонять", при разнице в скорости лодок в "целых" 14%. 

Бред? Да нет. Психология и математика. Вы заранее уравниваете правила игры, лишая "гонщиков" их главного козыря.

А они обижаются? Комплексуют? Значит что-то не так. Сами решите, что.

Однажды был сделан эксперимент на одной гонке, где никто не догнал Щуку при общем старте "из рюкзака" на дистанции около 17 км. На "Осенней Протве 2013" и прям официально. А потом в 2019-м, с тем же результатом

В виде отвлечения - хорошие и позитивные люди, но зачем в таких походах громоздкие Вектора, я не понимаю. 50 (пятьдесят) километров за 4 (четыре) дня.

Кстати, миф про медленные "тупые надувашки" так же рассыпается в прах, как только там появляется реальная реальность в виде неких препятствий которые сильно задерживают "быстрых" каркасников...

Так какая же лодка из этих двух, Илекса или Вектор, тут лучше подходит, если так посмотреть? А я именно так смотрю. И тогда мне (лично) какая лучше? О...!

Вывод:
Если вы, принимая этот подход, идете один сам по себе или все в вашей команде на Илексах, что мало-вероятно для большой команды, то вы, в среднем, всегда(!) будет обгонять любую команду хотя бы с одним Вектором, в первые два дня. И вы будете с ними, как минимум, на равных с третьего дня. Они не уедут от вас, потому, что они дольше грузятся и не на столько быстрее едут, как они думают или им сказали.

А вот если вы в одной команде с Веторами и т.п. и вы объявлены "черепахой", то это как раз метод разок проучить и поставить на место тех, кто вас не ждет на ходу, копаясь при этом на стапеле, загрузке или на препятствиях. Но только если такая необходимость возникает, стоит задуматься, а вам нужны такие соратнеки?
И это вполне жизненно. Вспомните, а не замечалось ли?
Или может сами грешите...? 
О...!

А если вы собрались на соревнования, то конечно лучше Вектор (или Ладога).


2. Шуя-1 vs Ладога
(ИЛИ ПРА "ЕСЛИ ЧЁ")

Я тут на одном форуме посравнивал Шую-1 и Ладогу и вот что полусмешно и полусерьезно получилось:

цитата (чья, неважно, типичная):
- "Если чё, Ладога бегает быстрее."

ответ (мой):
Зашибись, сравним, что за это "быстрее" мы имеем:

- Если чё, Ладога почти в двое дороже. Не аргумент для многих? Хорошо... А вторую Илексу на разницу если купить. Б/у прям немного. За 85% цены?
- Если чё, Ладога собирается вчетверо дольше. Срулем вообще неприлично дольше.
- Если чё, Ладога типа в 1.7(!) раза тяжелее. На 10 кил...
- Если чё, Ладога идет не так уж и быстрее. Ну на 0.7-1 км быстрее "в среднем по больнице", если не фантазировать. Сказки про 10 км в час оставим продавцам, наивным и сказочникам. И спортсменам, кои всегда не в счет.
- Если чё, Ладогу грузить в три раза сложнее (дольше). Шую загрузить - 1 минуту. Кто Ладогу загрузит за три? Выходи строиться (Андрей? Валера?). У мну есть фотка, как я помогаю(!) в корму Викинга засуяривать гермочку, будучи залезшим тудой по грудь. Да чтоб я кого-то попросил помочь грузить Одиссея?!!!

итого, сложим эти "если чё"
Ладога-1 проигрывает 2+4+1.7+3=10.7 пунктов проигрывает Шуе-1 при 14% выигрыше в скорости. А по мне, так это звучит, что Ладога по потребительским свойствам в общем случае В ДЕСЯТЬ РАЗ ХУЖЕ. И выигрывает только если ну вот нада плыть по ОЧЕНЬ бурному озеру, что бывает почти никогда, когда проще один раз в пятнадцать лет этот день посидеть на берегу.

Это конечно странный метод  сложения яблок с апельсинами (Андрей, я это признаю), но как-то же надо эти цифры собрать все вместе. Они ведь РЕАЛЬНЫ все, если по одиночке!?

3. Сухой остаток:
Если команда имеет разные лодки, то те, у кого Вектора или типа того, должны ВСЕГДА помнить, что на стапеле их некоторые ждали столько, сколько они на своих Векторах за день (до обеда точно) не догонят, если б те их не ждали на стапеле. Поэтому убегать вперед и демонстрировать "класс" просто неэтично. Так собственно и живут все нормальные команды. Они неосознанно соблюдают неписанную хартию разноскоростных лодок. Но я регулярно наблюдал, наблюдаю и читаю проблемы и споры на тему "тормозов" и "торопыг". А они часто даже этого не понимают. И дело не в конкретных лодках, а в "торопыгах". Вспомните метро и очередь к эскалатору. Всегда (всегда!) найдутся те, кто захочет встать на него раньше вас, подойдя сбоку и влезая... 

Но все это тонко и сходу понять не просто. Понимаю.

И да, конечно дело не в конкретных лодках в описанной узко-конкретной задаче. Кое-где Т-28 будет быстрее Одиссея, а ВФ обгонит Смену. Но это уже другая, хотя и очень похожая тема. 

Еще один момент:
Получается по первой части, что Илекса это идеальная гладководная каркасно-надувная ПВДэшница, которую каждую неделю не лень и очень приятно таскать на воду. В отличие от Вектора, который имеет смысл (и сомнительный, как показывает расчет) на ровных непетляющих больших акваториях и тому, кто любит "ну чиста паганять". То есть Вектор, это лодка двух выходов в год максимум, а Илекса - солдат на все случаи ПВДэшной и походной  жизни на равнине. 

Момент про Шую и гибриды...
Имхо Шуя еще удобнее Илексы грузится, а скорость у ей не меньше Илексы. Понимаете, что за лодка метит в еще более лучшую ПВДэшку? И весит столько же. Не верьте паспорту Илексы - она весит 13.700! Как и Шуя... 
Ну и остальные гибриды типа Викинга и Варяга, это чуть более медленные, но более универсальные гладководницы, но с еще более расширенными возможностями. 

Так, что получается, что...
Вектор и Ладога, это узко-специализированные лодки для: 
- эстетов-одиночек или мало-реальных полностью-Векторо-Ладоговых групп 
- гребцов-дальнобойщиков с походами больше двух дней и дневной нормой больше 40 км
- дальнобойщиков с общим пробегом где-то после 160 км
- участников гонок
Таки вы один из них? Тогда Вектор и Ладога, это лодки для вас, наслаждайтесь, я серьезно.

А еще Векторо-Ладога имхо не для новичков. Начинать стоит с Илексы. Ну или с гибридных Викинга, Гарпуна, Шуи, Варяга и Ангары

Отличия Вектора от Ладоги в пользовании (инфа от Греби.ру)
Ладога скорее походница, сделанная по типу традиционных походных Тайменей, которую удобнее грузить и на которой проще ходить на коротких (не морских) волнах, а Вектор - приближен к морскому каяку по характеру и свойствам и ориентирован на длинные и гладкие пологие волны. 

А уже есть и надувашки со схожими скоростными характеристиками. Совсем со схожими. Например Лагуна 440 и 540. И они универсалы к тому же, в смысле и на гонки подойдут и в поход! И готовы к плаванию через 10 минут. Надо только принять идеологию Sit-On-Top лодки...

Карочь, если надо "скользить" в одиночку, то берите смело Илексу или Шую-1 вместо Вектора и Ладоги

П.С. Особенно приятно, что такой подход можно проиллюстрировать на лодках одной фирмы, никого не обижая в смысле конкуренции. Ай да я!

************************************************************
- А в 2018-м году на рынок вышел ... Гарпун 4.5
- А в 2019 м уже есть и такие мнения: Гарпун 4.5 vs Шуя-1 - "Знакомый хотел продать ее (Шую) и купить Гарпун 45. На ноябрьские удалось совершить совместный поход (с весны планировали, но все не выходило). Гарпун и ходче, и компактнее в собранном виде, но товарищ посмотрел, сколько в него входит, как я гружусь и решил, что менять Шую он точно не будет." (источникВот так скорость уступила УДОБСТВУ!
- А в 2020-м году на рынок вышли Гарпун 3.7 и Олонка, еще более чистые и не менее шустрые  ПВДэшницы, чем Илекса, если хотеть каркасы
- А если не хотеть каркасы, то есть Щукари 310 и 340, которые НЕ отстают  (если по вышеописанной схеме) от Г и Ш, но вес 5-7 кг и скегирование, делают их очень желанными ПВДэшками.

Не сломать бы голову при выборе )))
Михаил Левашов (Zindolog)